Два вечера подряд в концертном зале СурГПУ выступал со своей командой гитарист Дидюля . Программа, без сомнения, была потрясающей, музыканты выложились на полную (впрочем, первое время Дидюля явно халтурил, больше танцуя с гитарой, чем на ней играя, и только ближе к концу концерта раскрылся). О том, почему в России так и не появилось гитаристов одного уровня с Джимом Хендриксом , и представляет ли себя Дидюля в какой-нибудь в группе на вторых ролях, артист рассказал корреспонденту СИА-ПРЕСС.
- Насколько я знаю, к контрафакту вы относитесь спокойно. Даже пиратские диски со своей музыкой коллекционируете. А считаете ли вы то, что музыка уходит в интернет, позитивной тенденцией?
- Интернет неизбежен. Так что ничего страшного в «виртуализации» музыки нет. Я считаю, что бороться с этим явлением нет никакого смысла, лучше находить в нем позитивные тенденции. Думаю, что в итоге все приобретет цивилизованные формы и будет только лучше.
- Вы – лидер, да и группа называется в вашу честь. Вы себя в какой-нибудь группе на вторых ролях представляете?
- А вы?
- Ну, предположим, в качестве бреда, гитаристом Queen или The Doors. Согласились бы ради таких групп своим творчеством пожертвовать?
- В 16 лет я хотел этого, но в 20 мне это уже не было нужно, так как у меня уже выстроилось свое абсолютно четкое творческое мировоззрение. Именно мое эго и привело к тому, что появился индивидуальный и яркий артист Дидюля, которого сложно с кем-то спутать. А так, конечно, в юном возрасте хотелось в Deep Purple или Rainbow играть, я их песни даже снимал и пытался повторять манеру игры. Это нормальный юношеский максимализм, которому подвержены все молодые музыканты. Скажу даже больше – я как-то отправлял свои демозаписи в группу Леонида Агутина , но меня, слава богу, не взяли. Это хорошо, потому что меня могло засосать.
- По кодам ваших инструменталок слышно, что вы до сих пор тяготеете к рок-музыке...
- Да, и я не вижу в этом ничего такого. На мой взгляд, рок-музыка давно стала традиционным видом искусства, с ярко выраженной энергетикой, драйвом, стилем и манерой исполнения. Мне тоже не чужд рокерский кураж. А вообще, так как я гражданин планеты Земля, во мне живет музыка разных стран, народов и континентов. От самых еле слышных звуков, до совершенно безумных децибел - все находит место в моем творчестве.
- Почему в России так и не появилось таких гитаристов, которых можно поставить в один ряд с Джимом Хендриксом, Джо Сатриани, Джоном Фрусчанте, Карлосом Сантаной и так далее? В чем наша проблема?
- Никаких проблем нет. Интересные музыканты в нашей стране есть, просто индустрия не развита и мировое сообщество не готово принять Россию, потому что нас не любят, и я даже бы сказал – боятся. Именно поэтому русским музыкантам на Западе перекрывают кислород. Добавьте к этому то, что музыкальный рынок в мире контролируется американской индустрией, а Америка первенство уступать никому не собираются. Выход из этой ситуации я вижу очень простой – нужно просто развиваться в своем внутреннем рынке, как это делаю я. Я спокойно нашел свой стиль, проявил продюсерское терпение, настойчивость, умение, где-то подключил ум, логику и т.д., и т.п.. Только поэтому Дидюля состоялся как артист, гастролирует и записывает альбомы. Хотя сами понимаете, что пробиться с инструментальной музыкой в России практически невозможно.
- В 1999 году Карлос Сантана выпустил альбом «Supernatural», который получил огромное количество статуэток «Грэмми». Не хотите тоже собрать звезд и записать с ними альбом?
- Нет, у меня много других более интересных. Я, конечно, уважаю Сантану , он прекрасный музыкант и композитор, но, на мой взгляд, пошел на поводу у продюсеров и, по сути, предал инструментальную музыку. Я по такому пути идти не собираюсь, так как сам мощный и самодостаточный артист, который не нуждается в помощи каких-то ярких звезд. Во мне постоянно бушуют фантазии, и я не вижу необходимости изменять себе.
Справка: Валерий Дидюля, белорусский гитарист, родился 24 января 1969 года. Первую гитару Валерий получил в пять лет в подарок от своей матери. С этого момента он начал «экспериментировать со звуком и гитарой»: ставил на гитару звукосниматель, датчик, подключал инструмент к самодельному усилителю. С первых альбомов (их у музыканта восемь, не считая сборников и живых выступлений) смело экспериментирует с электронным звучанием, гитарные пассажи удачно подчеркиваются плотными и ритмичными аранжировками в стиле «хаус».
Антон Ковальский (СИА-ПРЕСС)