Документальный фильм «В лучах солнца» Виталия Манского , снятый им в Северной Корее, — это то, что нужно посмотреть обязательно. Надо увидеть и осознать результат эксперимента, который власти Кореи поставили над своим народом, — жизнь без интернета, в полной изоляции, в фейковых декорациях. Людям внушили, что их страна и поныне воюет с США, и поэтому приходится терпеть голод, холод, лишения, и из-за отсутствия доступа к информации, к мировым новостям, нет никакой возможности разоблачить этот обман. Причем с таких условиях жило и продолжает жить, наверное, уже четыре поколения северокорейцев.
Предыстория появления ленты такова. Три года назад Манский впервые отправился в Северную Корею, где ему предложили снять фильм о девочке, которая вступает в пионеры, в Союз детей, занимается танцами, становится участницей большого государственного праздника. Так режиссер познакомился с Зин М и , девочка сообщила, что ее папа — журналист, а мама работает в столовой, а живут они в однокомнатной квартире большой семьей — с дедушками и бабушками.
Однако когда киногруппа Манского приехала снимать, папа превратился в инженера образцово-показательной швейной фабрики, мама – в сотрудницу образцово-показательного молочного завода.
А семья уже проживала в самом роскошном высотном доме Пхеньяна. Правда, Манский заметил, что мебель в квартиру только что внесли, шкаф пуст, воды в ванной нет, а электричество давали лишь на время съемок. И в этом многоэтажном доме не было жильцов. Более того, когда режиссеру однажды удалось оторваться от сопровождающих, он выяснил, что соседняя многоэтажка вообще не имеет входов-выходов, дом-надувательство, дом-фикция, — хотя свет в темное время суток в нем горел, но зажигался синхронно одним рубильником. Магазины, в которые Манский сумел забежать, также были обманками — в одних вообще не было товаров, в других товар был, но ничего не продавалось.
Корейцы сами предложили сценарий фильма, отклоняться от которого было нельзя. Специальные люди раздавали Зин Ми и ее родителям листы с текстом, который они должны произносить на камеру, и если что-то по мнению кураторов выходило недостаточно духоподъемно, заставляли переснимать. То есть, по сути, Манскому предлагали снимать полный фейк. Причем в конце дня оператор был обязан сдавать все отснятые материалы, которые цензурировались. И чудо, что киногруппа, в конце концов, нашла способ обойти цензуру (оператор тайком, в туалете копировал материал на другую карту памяти), и поэтому в фильме мы видим изнанку съемок: и то, как корейские кураторы объясняют «актерам», что те должны делать в кадре, и то, что получилось после репетиций и пересъемов этого показного действа.
Итог: репортаж из кромешного ада, где крайне редки естественные эмоции — их заменяет тотальный официоз, заорганизованность и славословия в адрес вождей чучхе. И любое слово — по указке, по сценарию, спущенному сверху.
Манский не имел права выходить в город без сопровождения, а уж о том, чтобы выйти с камерой, — нет, об этом вообще не могла идти речь. Но ему удалось что-то снять из окна гостиницы, причем через щелку в занавесках. Когда корейцы это заметили, занавески сняли.
Я неоднократно встречал комментарии, мол, некоторые кадры словно взяты из советской кинохроники 70-х: серые одежды, серые дома, пассажиры толкают заглохший троллейбус. Увы, это так, немного похоже. И нам больше туда не надо…
Кстати, как только выяснилось, что фильм не превозносит корейскую действительность, а изобличает ее, Северная Корея начала бороться с любыми его показами дипломатическими методами. В Минкульт приходили ноты протеста от посольства КНДР. И все же фильм дошел до зрителя.
И все же я почему-то уверен, что даже при таком лютом государственном диктате у людей должен остаться в душе уголочек для себя. Понятно, что Северной Корее нет диссидентской сети, но человек не может не задавать себе вопросы, не может зазомбироваться с головы до пят, признаки человечности все равно должны проявляться.
Кажется, что какой-то человек там уже пишет книгу обо всем этом фейковом мире, тайно, конспиративно, — неясно лишь, как и когда она попадет в большой мир.
Вадим Демидов