​Эксперимент над народом

​Эксперимент над народом
​Эксперимент над народом
​Эксперимент над народом
Фото: www.siapress.ru

Документальный фильм «В лучах солнца» Виталия Манского , снятый им в Северной Корее, — это то, что нужно посмотреть обязательно. Надо увидеть и осознать результат эксперимента, который власти Кореи поставили над своим народом, — жизнь без интернета, в полной изоляции, в фейковых декорациях. Людям внушили, что их страна и поныне воюет с США, и поэтому приходится терпеть голод, холод, лишения, и из-за отсутствия доступа к информации, к мировым новостям, нет никакой возможности разоблачить этот обман. Причем с таких условиях жило и продолжает жить, наверное, уже четыре поколения северокорейцев.

Предыстория появления ленты такова. Три года назад Манский впервые отправился в Северную Корею, где ему предложили снять фильм о девочке, которая вступает в пионеры, в Союз детей, занимается танцами, становится участницей большого государственного праздника. Так режиссер познакомился с Зин М и , девочка сообщила, что ее папа — журналист, а мама работает в столовой, а живут они в однокомнатной квартире большой семьей — с дедушками и бабушками.

Однако когда киногруппа Манского приехала снимать, папа превратился в инженера образцово-показательной швейной фабрики, мама – в сотрудницу образцово-показательного молочного завода.

А семья уже проживала в самом роскошном высотном доме Пхеньяна. Правда, Манский заметил, что мебель в квартиру только что внесли, шкаф пуст, воды в ванной нет, а электричество давали лишь на время съемок. И в этом многоэтажном доме не было жильцов. Более того, когда режиссеру однажды удалось оторваться от сопровождающих, он выяснил, что соседняя многоэтажка вообще не имеет входов-выходов, дом-надувательство, дом-фикция, — хотя свет в темное время суток в нем горел, но зажигался синхронно одним рубильником. Магазины, в которые Манский сумел забежать, также были обманками — в одних вообще не было товаров, в других товар был, но ничего не продавалось.

Корейцы сами предложили сценарий фильма, отклоняться от которого было нельзя. Специальные люди раздавали Зин Ми и ее родителям листы с текстом, который они должны произносить на камеру, и если что-то по мнению кураторов выходило недостаточно духоподъемно, заставляли переснимать. То есть, по сути, Манскому предлагали снимать полный фейк. Причем в конце дня оператор был обязан сдавать все отснятые материалы, которые цензурировались. И чудо, что киногруппа, в конце концов, нашла способ обойти цензуру (оператор тайком, в туалете копировал материал на другую карту памяти), и поэтому в фильме мы видим изнанку съемок: и то, как корейские кураторы объясняют «актерам», что те должны делать в кадре, и то, что получилось после репетиций и пересъемов этого показного действа.

Итог: репортаж из кромешного ада, где крайне редки естественные эмоции — их заменяет тотальный официоз, заорганизованность и славословия в адрес вождей чучхе. И любое слово — по указке, по сценарию, спущенному сверху.

Манский не имел права выходить в город без сопровождения, а уж о том, чтобы выйти с камерой, — нет, об этом вообще не могла идти речь. Но ему удалось что-то снять из окна гостиницы, причем через щелку в занавесках. Когда корейцы это заметили, занавески сняли.

Я неоднократно встречал комментарии, мол, некоторые кадры словно взяты из советской кинохроники 70-х: серые одежды, серые дома, пассажиры толкают заглохший троллейбус. Увы, это так, немного похоже. И нам больше туда не надо…

Кстати, как только выяснилось, что фильм не превозносит корейскую действительность, а изобличает ее, Северная Корея начала бороться с любыми его показами дипломатическими методами. В Минкульт приходили ноты протеста от посольства КНДР. И все же фильм дошел до зрителя.

И все же я почему-то уверен, что даже при таком лютом государственном диктате у людей должен остаться в душе уголочек для себя. Понятно, что Северной Корее нет диссидентской сети, но человек не может не задавать себе вопросы, не может зазомбироваться с головы до пят, признаки человечности все равно должны проявляться.

Кажется, что какой-то человек там уже пишет книгу обо всем этом фейковом мире, тайно, конспиративно, — неясно лишь, как и когда она попадет в большой мир.


Вадим Демидов

 
По теме
Югорчанка обвиняется в мошенничестве, совершенном в крупном размере Виктория Терина Жительница Югорска предстанет перед судом за кражу бюджетных денег Фото: Татьяна Коркина Перед судом предстанет жительница Югорска,
Двое жителей Нижневартовска стали фигурантами уголовных дел о подделке документов Виктория Терина В Нижневартовске у двоих водителей обнаружили поддельные права и завели на них уголовные дела Фото:
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Спектакль далёк от хрестоматии - Газета Варта Автор: Ирина Черепанова Нижневартовский драматический театр. Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину.
Газета Варта
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ