20 сентября в Сургуте состоялся предпоказ фильма «Околофутбола». Картина еще не вышла в прокат (это случится только 26 сентября), а уже изрядно нашумела. В фильме показан особый мир – мир околофутбола. Жители этого мира – футбольные хулиганы. Причем они не являются болельщиками, а уж тем более ярыми фанатами игры. Их цель – ввязаться в драку с противником из другого футбольного клуба. Одним из таких ярких представителей хулиганов стал персонаж по кличке «Бритва», роль которого исполнил Григорий Иванец . Актер рассказал корреспонденту СИА-ПРЕСС о некоторых тонкостях съемок кинокартины, своем отношении к футбольным хулиганам, а также поделился личными пристрастиями в сфере кино.
– Почему в итоге вы оказались в кинематографе, а не на сцене одного их московских театров, ведь в 2005 году вы окончили актерский факультет ГИТИС?
– Я учился в Калуге, и к нам приезжали педагоги из ГИТИСа (мы учились при Калужском театре). Однажды я понял, что театр – не мое. Состояние помещения, состояние постоянного стресса и недовольства со стороны окружающих коллег. Я понял, что из этого «болота» надо выбираться, что мне не хотелось бы там быть и все это ощущать на себе. Как только окончил академию – сразу же подал заявление об уходе. На почве этого был, конечно, небольшой скандал. Так как все же театр вкладывал в наше образование деньги и рассчитывал, что мы пять лет будем после учебы отрабатывать их. Но жизнь предложила мне другой сценарий.
– А что именно вас смутило в театре?
– Люди, прежде всего.
–Выходит, в кинематографе другие люди?
– Везде есть, так сказать, нехорошие люди, с червинкой что ли. А в театре вечная закулисная борьба: утвердили или не утвердили на роль и прочие склоки. Это то, что я постоянно видел и не хотел с этим соприкасаться.
Кино – это что? Кино – это проект где собирают людей, которые настроены на работу. Они постоянно в деле и им при этом всем хорошо платят. Кстати, зарплата – немаловажный фактор (в театре зарплата 15 тысяч примерно). Кино – это другая атмосфера, там все по-другому структурируется. Я лично считаю, что больше могу выразиться через кинематограф, чем через театр (хотя в принципе мог бы стать театральным актером, у меня были неплохие роли).
– Не жалеете, что во ВГИК не поступили? Что не пошли сразу в кинематограф?
– Нет. На момент поступления мне было 17 лет, выбора особо не было. По сути, когда я поступал, то не знал что такое ГИТИС. Знакомые ребята, отучившиеся четыре года в Калуге, сказали: «Попробуй», и я попробовал. Это был не серьезный и не осознанный выбор, а скорее просто «поступить бы». Тогда я даже не думал, что могу уехать в Москву, и вообще что буду сниматься в кино.
– В Москву поехали сразу после учебы?
– Да. Я поступил в аспирантуру ГИТИСа по сценической пластике на педагога. За эти два года, когда учился (пока меня не выгнали с аспирантуры) я в Москве и закрепился.
– А что выгнали?
– Я начал сниматься и пропускал занятия.
– В фильме «Околофутбола» вы сыграли одну из главных ролей – болельщика «Спартака» Пашу (по прозвищу Бритва) и, насколько я знаю, это была ваша первая работа в полнометражном кино (до этого вы играли в сериалах). В чем кардинальное различие в процессе съемок в сериале и кино?
– Например, с технической точки зрения (для информации, может это кому интересно будет) – выработка. Что такое выработка? Допустим, в сериалах мы в день должны были снять по 20-25 минут материала, который пойдет в эфир. Это очень много. Средняя длина полнометражного фильма – 1,5 часа. А 25 минут это почти 1/3 фильма за день.
Это получается, что мы должны полнометражный фильм снять за три дня? И если так сделать, то это очень сильно отразиться на качестве. В кино же можно снимать одну минуту в день.
Пять – это очень много для полнометражного фильма.
– В актерской игре как-то чувствуется разница между съемками в сериале и полнометражном кино (например, в свободе на площадке)?
– Конечно. Есть возможность репетировать, делать дубли, оживлять сцены (как у Станиславского «от непривычного к привычному»). Сцена становится от чужой – своей, ее присваиваешь потихоньку. В обстоятельствах становиться находиться легче и на 15 дубль получается уже то, что надо.
– То есть предоставляется больше возможности пробовать, экспериментировать…
– Конечно. В кино художественно относятся к кадру, к актеру, а сериал это бешеный полив. То есть «раз, два, три…нормально», все проще, все легче – из-за этого и страдает наше телевидение.
– Сколько по времени проходили съемки фильма «Околофутбола»?
– Три месяца. С сентября по ноябрь 2012 года. Но готовились около года: пока сценарий написали, пока актеров выбрали. После был монтаж, озвучивание, цветокоррекция, и по меркам киноиндустрии фильм вышел очень быстро после окончания съемок.
– Съемки проходили в рамках одного города?
– Нет. Драку в метро мы снимали в Нижнем Новгороде, а в основном все в Москве.
– Что оказалось самым сложным в создании образа Бритвы, помимо того, что вы учились играть на диджейском пульте? Что актерски было сложнее всего понять и принять?
– Честно, не было сложностей. Частенько актеры слишком сильно погружаются в роли наркоманов и алкоголиков – наверное, с этим тяжело работать. А тут ничего такого сверхсложного не было. У меня в фильме не было постельных сцен, у ребят были и, наверное, им сложно было, потому что это слишком личное (лучше бы это делали дублеры). Роль Бритвы неоднозначная и мне было интересно работать. В кино работать не так сложно как об этом щебечут артисты. Это все же неописуемое удовольствие.
– В этом смысле в театре посложнее будет.
– Да. Каждый раз заново рвать душу. Человек рвет душу, прям аж с него семь потов сходит, сердце выскакивает. Я про Павла Ерлыкова хотел сказать (в «Околофутбола» он исполняет роль Мажора – прим. авт. ). В театре им. Пушкина Паша играет Ричарда. Я ходил на этот спектакль.
Сидит там 25 человек в зале, а он рвет душу как будто для миллиона и каждый раз так. А кино что такое? Раз порвал душу и потом миллионы тебя посмотрели.
В этом смысле кино удобнее, легче и во всех актерских отношениях продуктивнее. Театр для меня не так выразителен в искусстве как кино – я вот это понял.
– На площадке сразу сложился актерский ансамбль или над этим приходилось упорно трудиться?
– Вы знаете, актерский ансамбль так особо и не сложился. Если брать нашу четверку, то у каждого были свои эпизоды. Кто-то с кем-то больше общался, кто-то меньше. То есть такого не случилось, что мы прям братьями стали и это на фильме сказалось. То есть не хватило каких-то вот моментов дружбы.
– До съемок вы не были знакомы с коллегами?
– Нет, ни с кем. И вот этого ансамбля, мне кажется, чуть-чуть не хватило. Но там это компенсируется с лихвой другими моментами. А что касаемо самих ребят-хулиганов, то первое время с ними было тяжеловато общаться, потому что все-таки они из другой среды, друг к другу присматривались, а потом побратались, если так можно сказать.
– В одном из ваших интервью, вы говорите, что далеки от мира футбола, но после съемок вы стали симпатизировать «Спартаку». Можно сказать, что после «Околофутбола» поменял ваше отношение к этой игре?
– Нет. Он поменял мое отношение к миру околофутбола. К миру футбола он вообще никак не поменял.
– Какие мысли и чувства, на ваш взгляд, должны остаться у зрителя после просмотра картины? Что должен понять для себя зритель?
– Я думаю, должно возникнуть глубокое чувство патриотизма, вдруг. Кино очень патриотичное, несмотря на то, что многим это может казаться далеко не так. У мужчин должно появиться желание заняться спортом, физической подготовкой. У девушек – вера в русских актеров. В фильме есть душещипательная история любви. Девочки все охают, ахают и даже находят момент, где поплакать, порыдать над горькой судьбинушкой ( улыбается ). В общем, каждый их этого почерпнет для себя что-то, потому что там актуальные вопросы задаются для зрителя. Это фильм задает вопросы, а каждый из нас, зритель, отвечает на них.
Мы ничего не приукрашиваем, ни к чему не призываем, не агитируем. Мы просто показали жизнь футбольных хулиганов, какая она есть, а там уже зрителю судить.
– Фильм основан на реальных событиях. Как вы думаете, чем обусловлено такое поведение болельщиков-хулиганов в России?
– А как они себя ведут? Все, что мы знаем про хулиганов, – это очень поверхностно и очень неправдиво, за уши притянутое, так скажем. Эти хулиганы не разбивают электрички, не устраивают беспредел, не бьют людей, они дерутся с себе подобными. Это высокоорганизованная структура, которая управляет стадионами. Эти люди имеют вес и уважение в околофутбольной среде.
– То есть вы не против них?
– Чтобы ответить на этот вопрос, про хулиганов-болельщиков просто надо знать, и фильм как бы приоткрывает завесу. Он показывает кто такие футбольные хулиганы: чем они занимаются, какие они плохие или какие они хорошие в какой-то момент, в обстоятельствах, которые диктует нам сценарий. Так вот – я совершенно не против футбольных хулиганов. Так, как себя ведет плохо воспитанная гопота на стадионах или около стадионов – это ничего общего не имеет с нашим фильмом.
Вернусь к предыдущему вопросу. Я не могу сказать и ответить, почему хулиганы, которых представляет СМИ, ведут себя так. С такими хулиганами я не знаком и люди, которые делали фильм, тоже. Те, про кого мы снимали – они другие. Это не гоп-структура, это интеллигенция, если можно даже так сказать, они уважаемые люди. Не зря в лозунгах команд звучат такие слова как сила и честь, справедливость, победа. И, если идти по стопам предыдущих интервью, то могу сказать, что все-таки это русская традиция кулачных боев – это ближе всего к хулиганству нынешнему. Старый околофутбол – ножи, биты, арматура, а сейчас на «чистых» руках дерутся.
Ребята тренируются, занимаются спортом, здоровый образ жизни пропагандируют. Это очень правильно для нашей страны, которая, к сожалению, ассоциируется во всем мире с алкоголизмом и медведями.
Футбольные хулиганы могут поднять ранг государства и нашего общества в рамки здоровой и сильной страны, а не каких-то алкоголиков в обнимку с медведями. Ну что за бред? Я за них полностью всеми руками и ногами.
– Из реальных футбольных хулиганов с кем-то поддерживаете дружеские отношения?
– Конечно же мы со многими подружились и общаемся до сих пор. Это душевные люди.
– На данный момент есть ли уже предложения сняться в другом полнометражном кино?
– Пока ничего толкового нет. Жду. Сериалы какие-то предлагают, но честно говоря, не очень хочется в них сниматься, другое дело, если бы какой-то материал был интересный. Раньше мне предлагали социальных героев, не обремененных никакими жизненными обстоятельствами, каких-то мажоров. В основном мне режиссеры, когда у меня еще волос было побольше на голове, предлагали сынков богатых родителей. Но они не видят душу, не видят человека, а только лицо. К сожалению, в большей части нашего сериального телевидения для режиссеров и продюсеров главное – типаж. Мало кто проникает внимаем к актерским способностям.
– В сфере продюссирования какие проекты задуманы?
– Я от продюсирования отошел, так сказать. Я работаю на себя, у меня свой продакшн Titan Cinema Production . Выступаю как режиссер – организатор съемок. Я не сам кого-то продюсирую (кому-то снимаю за свой счет), а мне заказывают. У меня есть идея короткометражек – кино хочу снимать. Сейчас идут переговоры об одной серьезной полнометражной работе. Если мне дадут шанс доказать продюсерам и публике, то, мне кажется, я смогу проявить себя очень не плохо и показать людям и заказчикам, что я способен сделать интересное кино.
– Как я поняла, в сериалы не планируете возвращаться?
– Не то чтобы возвращаться. Нельзя так громогласно говорить. Если материал хороший, герой интересный, то почему бы и нет. Сейчас сериалы выходят на неплохой уровень. Например, молодежка на СТС про хоккеистов. Есть сильные заявки. Научились снимать что ли, более ответственнее стали подходить. Но не все. 80-90 процентов – это ширпотреб низкого уровня. Вот в такие сериалы не хотелось бы возвращаться ни в коем случае.
– Какие актеры вас вдохновляют?
– Леонардо ДиКаприо . Его творческий талант и потенциал невероятен. Я бы хотел поработать с ним как режиссер, но если как актер – это вообще было бы нереально. Но я думаю достигнуть такого уровня, что я смогу пригласить его поработать. Он не намного старше меня и в принципе лет через 10-15 я себя вижу именно в режиссуре.
– Из российских актеров есть такие вдохновители?
– Сергей Гармаш мне очень нравится. Сергей Маковецкий . Кто еще? Да и все, наверное, из российских больше никто, а из молодых – тем более.
– Фильм вышел – и, понятно, что какая-то часть зрителей посмотрит его пиратскую версию. А как вы относитесь к скачиванию из интернета?
– Я нормально отношусь к этому, потому что тех, кто смотрят пиратскую версию, не так уж и много. Люди сейчас хотят смотреть качественное кино. Я, например, жду качественную картинку в интернете и если вижу, что экранка, то я не смотрю – лучше подожду. Но кинорынок не может уже без этих экранок, и от этого никуда не деться. Экранки, скорее всего, больше помогают, чем не помогают. Но этого еще не поняли те, кто придумывает эти законы.
– Какие из картин кинематографа последнего времени произвели на вас впечатление?
– Из последнего времени таких картин нет. А так, это работы с ДиКаприо. «Великий Гэтсби» очень порадовало – на высшем уровне постановочный. Я думаю в России такого уровня еще добиваться и добиваться. «Начало» Кристофера Нолана , тоже с ДиКаприо.
– А российский кинематограф 80-х и 90-х годов не впечатляет?
– Ничего не могу сказать. Довольно все уныло и серо. Хотя фильм «Курьер» (1988 года) он креативный и юмор такой актуальный.
– Может быть, из Тарковского что-то нравится?
– Нет-нет. О таланте Тарковского и говорить, конечно, не надо – он признан. К примеру, фильм «Сталкер». Я пытался смотреть, но так тяжело – уже технологии устарели. Глаз, мозг, сердце, душа – все работает на будущее. Если брать советское кино, то, конечно же, фильмы с Юрием Никулиным . Они до сих пор греют душу, сердце и их приятно смотреть. Комедии наши взять… «Иван Васильевич меняет профессию» – это вообще мой любимый фильм. Он такой смешной и там нет никакой пошлости. Кстати, комедия, я считаю, это самый сложный жанр. И я рано или поздно внесу свою лепту в него. В России мало кто умеет снимать комедии и если у режиссера плохо с чувством юмора, то и получается картина среднячком.
Анна Рекке (СИА-ПРЕСС)