Цветоделение, разгон, печать, фальцовка, фасовка... Так случилось, что, несмотря на то что я работаю в редакции газеты, мне ни разу не пришлось увидеть, как ее печатают. На днях я впервые переступила порог газетного цеха Сургутской типографии. Там полным ходом шел процесс печати. Зрелище захватывающее: снизу вверх и вновь устремляясь вниз буквально летели ленты газетной бумаги, на глазах превращаясь в черно-белые и разноцветные полотна.
В дальнем углу цеха выстроились огромные рулоны бумаги. Именно их заправляют печатники в станок. Причем лента бумаги проводится невероятно сложным способом: под различными углами и наклонами. Просто диву даешься, как при таком расположении бумага двигается и нигде не застопоривается и не рвется. Трудно мне, дилетанту, понять и то, каким образом этот станок умудряется не просто разрезать в оконцовке ленту на газетные полосы, но и сложить и собрать их один в один. Я думала, что этот процесс происходит вручную...
Сам печатный станок CityLine Express представляет собой двухэтажную конструкцию (да простят меня профессионалы печатного дела). На «первом этаже» как раз и закрепляются огромные бумажные рулоны. Затем печатные цилиндры тянут эту бумагу наверх, через десятки валиков и роликов, пропечатывая по очереди один из четырех цветов. Машина, кстати, собрана в Индии, но по европейским технологиям. За час на максимальной скорости она способна выдать на-гора до 30 тысяч экземпляров. Стандартная скорость, на которой работают печатники сегодня, – 24-25 тысяч экземпляров в час.
Опуская подробности того, как создается газета творческим коллективом, расскажу о процессе подготовки ее к печати. После того как очередной номер газеты сверстали в редакции, его электронный макет отправляют в сетевую папку на монтаж в газетном цехе.
Над тиражом одного номера газеты, который вы сейчас держите в руках, работали: два редактора, ответственный секретарь, корректор, фотограф, пять корреспондентов, два верстальщика, маркетолог и команда менеджеров по рекламе, три печатника, три разнорабочих, оператор компьютерного цветоделения, два водителя, два сотрудника на фасовке, два специалиста отдела доставки, 37 почтальонов
- Оператор компьютерного цветоделения газетного цеха типографии принимает материал, проверяет соотношение краски, ее процентовку и выводит на пластины макеты полос. Пластины передаются нам, печатникам, и мы устанавливаем их в машину. После этого заправляем бумажное полотно и запускаем машину на небольшой скорости, начинаем выравнивать цветовые фракции и совмещаем цвета – пурпурный, синий, желтый и черный. Как только совместили все, добавляем скорость и начинаем печатать тираж. При стандартной скорости тираж «Сургутской трибуны» отпечатывается примерно за полтора часа, - рассказывает печатник 6-го разряда Сургутской типографии Игорь Чжин.
Так называемый настроечный тираж не выбрасывают, а упаковывают и отправляют на переработку. Несмотря на современные технологии, ручной труд в газетном цехе пока никто не отменял. Фасуют газету именно люди в случае, если отдельно печатается вкладка (программа либо рекламный проспект).
Последний, завершающий этап рождения газеты - упаковка и складирование. Все!
Уже до первых петухов водители везут тираж на сортировочный узел. А часами позже целая армия неприметных тружеников-почтальонов и в стужу, и в зной спешит из дома в дом со свежим номером газеты…