Александр Андриенко: «После постоянной фотосъемки в течение семи лет у меня что-то начало получаться»

Они регулярно встречаются за чашкой чая, чтобы обсудить фотографии, на городских мероприятиях и совместных экспедициях и выставках. В КЦ "Порт" будут работы и Александра Андриенко , который на протяжении последних восьми лет впитывает и развивает традиции сургутской фотошколы, сформировавшейся вокруг "Отражения".

Накануне открытия выставки "№34" мы встретились с Александром и поговорили о его фотографической жизни, ее этапах и перспективах...

- Все, или почти все в юношестве пишут стихи, рассказы. Но потом эти романтические порывы так и остаются в черновиках и робких сборниках. Почему твои отношения со "Сменой 8м" переросли в нечто большое, чем баловство и хобби?

- Да, знакомство с фотографией у меня началось с черно-белой пленки и фотоаппарата «Смена 8м», он, кстати, до сих пор у меня есть. Думаю, он был первым у большинства с середины 80-х годов, тогда, кажется, все увлекались фотографией.

На меня большое влияние оказал сосед – увлеченный фотолюбитель, очень интересно рассказывал о фотографии. Это было очень интересно, какое-то таинство. Фотографии того времени не отличались хорошим качеством, но зато они живые. Как-будто смотришь в прошлое через мутное стекло.

Серьезный фотоаппарат у меня появился, когда учился в духовной семинарии. Там на 3-4 курсах я подрабатывал наставником в православной гимназии. С зарплаты я накопил на б/у-шную зеркалку. Купил NikonF75 у однокурсника Владимира Бабенко . Он, кстати, сейчас трудится фотографом у епископа Ханты-Мансийского Павла . Это был совершенно новый уровень, такого качества фотографий у меня никогда не было. Тогда я начал интересоваться основами композиции и другим художественным приемам. Способствовали этому творческая атмосфера духовной школы, курс лекций по мировому искусству начальника иконописной школы игумена Алипия , общение с друзьями иконописцами.

Также большое впечатление на меня произвел современный фотограф Павел Кривцов . Однажды к нам в Тобольск недели на две приехал такой скромный дедушка с небольшим старым пленочным фотоаппаратом-лейкой. Поснимал немного. Потом присылает фотоальбом, а в нем просто шедевры. Тогда в моей душе что-то перевернулось. Понимаете, я живу в тобольском Кремле около десяти лет - и ни одной фотографии, которая стояла бы рядом.

Затем учеба в СурГУ. Практика в пресс-службе администрации в 2006 году и первая публикация фотографий в газете «Сургутские ведомости». Через год меня пригласили на муниципальную службу в информационно-аналитическое управление. Меня приняли в редакционную коллегию газеты «Сургутские ведомости». Руководитель управления Валентина Тройнина , зная мое увлечение фотографией, поручила специалистам и в должностную инструкцию прописали обязанность снимать городские мероприятия, на официальном сайте администрации вести раздел «Фотохроника: события и лица» . Вот так с 2007 года я и веду этот раздел.

Съемка для сайта и газеты – это большая ответственность, она заставила меня интенсивно осваивать фотографию. По рекомендации руководителя я пошел учиться в фотошколу «Светопись» к Георгию Корченкину . Затем курс профессиональной фотографии Нью-Йоркского института фотографии, различные мастер-классы, интенсивы. И после семи лет постоянной съемки и изучения фотографии под руководством профессионалов, общения в фотоклубе «Отражение» у меня что-то начало получаться.

Недавно я узнал о правиле 10 000 часов из книги Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Он пишет: «О какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики». То есть гениями не рождаются, а становятся в результате упорных занятий любимым делом.

Необходимо отдать должное Валентине Тройниной, которая поручила фотохронику и познакомила с Георгием Корченкиным. Считаю, что мне очень повезло с учителями.

- Кого из фотохудожников прошлого и современности ты считаешь своими учителями?

- Своим учителем считаю Георгия Корченкина . Меня вдохновляют работы фотографов фотоагентства Магнум , просматриваю фоторепортажи крупнейших мировых изданий. Нет фотографа, которого бы считал своим гуру.

- В Сургуте есть фототусовка, профессиональное общение или каждый сам за себя, вариться в собственном творческом соку?

- Есть такие фототусовки. В нашем городе много фотографов, и история фотографии здесь богатая и славная. Есть в нашем городе фотоклуб «Отражение», которому уже около 35 лет. Здесь рады любому: от фотолюбителя и новичка до профессионала. Можно принести свои фотографии на собрание и за чашкой чая тебе дадут рекомендации как сделать свои фотографии лучше. Это одна из сильнейших школ России. Фотоклуб недавно занял первое место по России и общая фотография клуба была размещена в Сургуте на Доске почета.

Есть в нашем городе и Сургутское общество любителей фотографии, есть группы свадебных фотографов, пресс-фотографов и др.

В городе несколько фотошкол. Каждый сургутянин, увлекающийся фотографией может выбрать себе круг общения по душе.

- Какое внимание ты уделяешь обработке кадра после того, как он уже сделан? Или ты наоборот приверженец тщательной предварительной подготовке к съемке?

- Я снимаю в основном репортаж. Здесь нужно тщательно готовится к съемке, знать как будет развиваться событие. Когда иду на съемку, я заранее знаю, какие кадры мне нужно принести со съемки. Если это какой-то концерт, то я беру копию сценария. Если это таинство крещения или венчания в православной церкви, то я перечитываю чинопоследование.

Перед тем, как снимать религиозные праздники ислама, я начал изучение основ этого вероучения. Недавно купил учебник и сходил на курсы в местную мечеть. Перед съемкой знакомлюсь с опытом других фотографов.

Особенности съемки репортажа в том, что фотографии нужно отдать в редакцию в день съемки, то есть времени на обработку практически не остается. Поэтому стараешься снимать так, чтобы постобработка была минимальной.

- В центре большинства твоих работ – люди, их характеры и эмоции. Это особенности твоих должностных обязанностей или твой сознательный выбор? Пейзаж, этника, техника, архитектура не привлекают тебя?

- Это то, что я снимаю чаще всего, я фотожурналист и это моя работа. Если честно, то у меня просто не хватает времени на съемку пейзажей. Я знаю, как снимать пейзажи и архитектуру в теории, но не умею. Для этого нужна практика.

Мне нравится снимать людей на мероприятиях, наблюдать со стороны. На таких фотографиях у людей естественные, настоящие эмоции.

- У тебя уже есть несколько наград за фотоработы? Какой снимок, фотопроект, ты, без ложной скромности, считаешь своей удачей? Почему?

- Да у меня есть награды городских и окружных конкурсов. Но самой ценной наградой для меня являются слова благодарности людей, когда они получают свои фотографии, заново переживают счастливые моменты жизни. Этот счастливый взгляд, слова благодарности для меня являются самой большой наградой. Недавно мы провели благотворительную фотосессию по сбору средств на лекарства для больной девочки из Донецка. Было нелегко, если честно. Купили часть необходимых лекарств и передали ей лично в руки. И слова благодарности ее матери выше любых наград. Хотя за ту фотосессию мне все же прислали из Правительства Донецкой народной республики благодарственное письмо.

- Как ты относишься к фототурам и экспедициям? Если бы у тебя была возможность выбора, то куда бы ты хотел поехать для создание нового фотопроекта?

- К фототурам отношусь крайне положительно. Это время когда ты оставляешь всю суету и занимаешься только творчеством. Думаю это круто, тем более если в это время рядом более опытный наставник, который делится своими знаниями и опытом. К сожалению, ни разу не смог себе этого позволить.

- Есть ли у тебя большая цель, мечта как у фотографа?

- Если говорить о глобальных проектах, то своим самым важным и большим фотопроектом считаю семейный фотоальбом. Большая цель на следующие несколько лет – вступить в Союз фотохудожников России. Есть еще желание освоить съемку пинхол-камерой и поснимать Сургут.


подготовил Станислав Пахотин

 
По теме
Выставка-форум самых красивых арт-выставок по 40 направлениям искусств: живопись, ювелирное и эмальерное искусство, народно-художественные промыслы и подарочные фонды, интерьеры и антиквариат,
Наивысшим проявлением непобедимости и дружбы народов стала Священная война против фашистских захватчиков, давая миру сотни тысяч примеров этой самой дружбы, когда беда одна на всех.
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Спектакль далёк от хрестоматии - Газета Варта Автор: Ирина Черепанова Нижневартовский драматический театр. Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину.
Газета Варта
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ