120 лет исполнилось со дня рождения талантливого сургутского педагога Аркадия Степановича Знаменского, оставившего яркий след в истории образования Западной Сибири. Многогранность его личности и широта познавательных интересов являются убедительным доказательством решающего влияния этих факторов на качество обучения и воспитания школьников.
Аркадий Степанович родился 3 марта 1898 года в Тобольске в династической семье сибирских просветителей и деятелей культуры. Его дед Степан Яковлевич Знаменский, молодой священник, служил в местах поселения декабристов – Кургане, Тобольске, Ялуторовске и со многими из них был идейно связан. Степан Яковлевич и декабрист Иван Дмитриевич Якушкин были основателями двух училищ в Ялуторовске - для мальчиков и для девочек. Заметный след в истории культуры Западной Сибири оставил дядя Аркадия Степановича - известный художник-сатирик, этнограф и археолог Михаил Знаменский. Народной учительницей была мать Аркадия Знаменского – Августа Федоровна, по ее стопам пошли дети –Анфия, Аркадий и Екатерина.
«Меня влечет безлюдная тайга»
В 1918 году Аркадий Степанович окончил гимназию, а в 1921 году, когда в Западной Сибири были погашены последние очаги Гражданской войны и страна вступила в этап мирного экономического и культурного развития, Тобольский отдел народного образования предложил ему самостоятельно выбрать место будущего учительства. Он выбрал Сургут, расположенный в 600 километрах от Тобольска. Выбор не был случайным. Существует мнение, что именно краеведческий интерес был главным стимулом отъезда молодого человека в это далекое и неведомое село. Еще мальчишкой в гимназии он учился с сыном сургутского исправника Григория Александровича Пирожникова. Он много рассказывал ему о таинственной сургутской природе, лесах, реках Оби и Черной, загадочных озерах и болотах северного края.
Из воспоминаний Аркадия Степановича нам становится известно, что Север манил его еще мальчишкой: «Меня влечет безлюдная тайга. Озера, реки и болота, овраги с вековыми кедрами, обрамленные желто-зеленым мхом и все ее крылатые и четвероногие «люди»-обитатели».
Прибывшие в 1921 году в Сургут молодые супруги Аркадий Степанович и Анна Андреевна привнесли в его общественную среду заметные элементы духовности и интеллигентности. Основой такого влияния стало краеведение. К этому времени в Сургуте уже существовали крепкие традиции изучения родного края. Еще во второй половине 19 века они были заложены политическими ссыльными Сергеем Порфирьевичем Швецовым и Иваном Иоакимовичем Неклепаевым, а также Николаем Лукичом Скалозубом, Виктором Викторовичем Бортеневым. В Сургуте существовало краеведческое общество, активным членом которого стал молодой учитель.
Краеведческие исследования историко-культурной проблематики в это время продолжали оставаться одним из ведущих направлений во всей Западной Сибири. Однако, в отличие от дореволюционного периода, сфера интересов краеведов значительно расширилась в сторону изучения политической ссылки, общественных движений, Гражданской войны и партизанского движения.
Но особенно активизировалось в региональных исследованиях после Гражданской войны географическое и биологическое направления в связи с восстановлением разрушенного народного хозяйства. Не случайно Аркадий Знаменский предполагал описать геологические особенности края, составить карты лесов, транспортных линий, описать озерные системы, что могло бы послужить обоснованием расчетов при планировании лесного и рыбного хозяйства.
Июнь 1928 года - на первом Тобольском окружном съезде по народному образованию Аркадий Знаменский был избран уполномоченным по организации краеведческой работы в Сургутском районе.
1929 год - вступил в Общество изучения родного края при музее Тобольского Севера и разработал проект комплексного географического обследования Сургутского района и смету к нему.
1930 год - Сургутское отделение общества составило план рекогносцировочного экспедиционного обследования реки Черной и озерной системы реки Тром-Аган в целях выявления здесь возможностей лесоповала, а также изучения рыбных запасов озер. Летом этого же года экспедиция в составе учителей – Знаменского, Пестова, Рубцова выехала по намеченному маршруту.
1936-37 годы - под его руководством была проведена экспедиция на север Сургутского района для изучения состояния верховий рек.
1957 год - по заданию рай-исполкома Аркадий Знаменский с группой учащихся старших классов обследовал одно из крупнейших озер Тром-Аганского сельского совета с целью изучения его природы и количества рыбных запасов
Нельзя не заметить, что на начальном этапе своей многогранной деятельности Аркадий Знаменский больше тяготел к науке, нежели к преподаванию. Он писал: «…по своей натуре я больше ученый, чем учитель». Тем не менее характерной особенностью его педагогической работы был глубокий интерес к окружающему миру и неизбывное желание докопаться до первопричины исследуемого явления. Не имея иного образования, кроме гимназического, он научился приобретать знания в любой области науки самостоятельно – по книгам.
Открыватель новых миров
Его личная библиотека была доступна всем ученикам в Сургуте. О широте познавательных интересов Аркадия Знаменского свидетельствуют сохранившиеся две тетради с указанием заинтересовавших его статей в журналах, среди них - публикации журнала «Краеведение» соседствуют с публикациями журналов «Физика» и «Химия».
Аркадий Степанович Знаменский прожил 84 года, из них 60 лет – на сургутской земле. Увлеченный популяризатор краеведческих знаний, он оказал неизгладимое духовное влияние на своих воспитанников.
На основе их писем можно судить об эффективности его краеведческой работы.
«Самыми увлекательными были летние выходы в лес, на луг для сбора гербария, ловли бабочек, стрекоз. По пути шел не просто разговор, это была целая биологическая академия, которая обогащала нас знаниями куда больше, чем сухое изложение в душном классе. Окружающий мир становился красочным, безбрежным, завораживающим. Ранее неизвестное становилось доступным, узнаваемым…С Аркадием Степановичем тебе открывался мир незабываемой красоты, прелести и совершенства природы», - писал его воспитанник Виталий Яковлевич Алексеев, чье имя сегодня носит школа № 18.
Поразительно, но это факт. В селе Сургут, насчитывавшем 3 тысячи жителей, Аркадий Степанович сумел воспитать многие поколения сургутян, ставших выдающимися деятелями науки, техники и искусства. Среди них Казимир Александрович Ландграф – главный конструктор Ленинградского конструкторского бюро подводных лодок, Петр Афанасьевич Грязневич – доктор исторических наук, известный востоковед, специалист в области арабской истории и литературы, Геннадий Иванович Бардин – кандидат географических наук, почетный полярник, Виктор Владимирович Бауэр – отличник народного просвещения, учитель математики, Юрий Ефимович Конев – доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Петровской Академии наук, Григорий Степанович Райшев – самобытный художник, заслуженный деятель культуры Югры, и многие другие.
кстати
В 1925 году Аркадий Степанович был зачислен студентом физического факультета Томского государственного университета. Сохранилась резолюция, подписанная народным комиссаром образования Анатолием Васильевичем Луначарским о представлении ему стипендии. По какой причине обещанная стипендия не была назначена и почему Аркадий Знаменский не приступил к занятиям в университете, пока остается неизвестным
Почему из всех возможных для преподавания мест Аркадий Знаменский выбрал Сургут? Автор текста: Александр Прищепа Автор фото: Александр Онопа