Наталья Лозовая: «Каллиграфия развивает мелкую моторику и заставляет думать»

Наталья Лозовая: «Каллиграфия развивает мелкую моторику и заставляет думать»
Наталья Лозовая: «Каллиграфия развивает мелкую моторику и заставляет думать»
Наталья Лозовая: «Каллиграфия развивает мелкую моторику и заставляет думать»
Наталья Лозовая: «Каллиграфия развивает мелкую моторику и заставляет думать»
Наталья Лозовая: «Каллиграфия развивает мелкую моторику и заставляет думать»
Наталья Лозовая: «Каллиграфия развивает мелкую моторику и заставляет думать»
Фото: www.surgpu.ru
Лозовые занимаются графическим дизайном, книжной иллюстрацией, станковой графикой, являются активными участниками выставочных проектов в округе, России, Польше, Черногории, стали лауреатами международных конкурсов и фестивалей современного искусства («Шар в искусстве, архитектуре и жизни», «Графический дизайн - XXI век»).  
  • О том, легко ли работать вместе с мужем, зачем нужна каллиграфия в компьютеризированном мире, и о том, могут ли маститым художникам составить конкуренцию студенты, мы поговорили с Натальей Лозовой.   - Наталья Николаевна, о чём этот проект? - Это размышление о вечных взаимоотношениях творчества и технологий, искусства и дизайна.   - Какая идея объединяет работы выставки «Ритмы»? Слово «ритм» -   это обширное понятие, которое настолько прочно вошло в нашу жизнь, что расценивается как нечто само собой разумеющееся. Мы привыкли, что чаще всего этот термин используется в музыке. Но не только. В изобразительном искусстве, дизайне, поэзии и т.д. Как представить себе современную жизнь без такого понятия как ритм?  Практически всё в нашей жизни подчинено ритму. Сердце бьётся практически с равными промежутками, морские волны тоже имеют собственную длительность. Ритм может ускоряться, замедляться, сбиваться и восстанавливаться, но он определённо имеется, поэтому это понятие в большинстве случаев воспринимается как нечто естественное.  В нашем случае - это графика, музыка, настроение, движение... Это импровизация.   - У вас с супругом совместная выставка. Как это – работать вместе? Или эта выставка – половина ваших работ, половина Сергея Павловича? - Работать вместе – легко. Мне трудно себе представить, как это работать врозь. Мы работаем вместе уже более 20 лет. Круглосуточно. Вместе. Был один год в нашей жизни, когда мы работали в разных организациях. Врозь – сложнее.  Что касается выставки, надеюсь, что получилось нечто единое, цельное.      - В каких российских и зарубежных проектах вы с супругом участвовали? Нам посчастливилось принимать участие в различных всероссийских и международных выставках и конкурсах, как в качестве участников, так и в качестве разработчиков-проектировщиков визуального и полиграфического сопровождения.  Наиболее ярким для меня является Международный фестиваль современного искусства «Шар в искусстве, архитектуре, жизни», организованный совместно с Фондом  Михаила Шемякина  и проходивший в Ханты-Мансийске в 2007 году. Это была большая работа: разработка фирменного стиля, рекламной и полиграфической продукции, экспозиции выставки, которая составляла более 2000 м2. Было нелегко, но очень интересно.   - Какие вузы и где вы заканчивали? Сергей Павлович окончил Харьковский художественно-промышленный институт, сегодня Харьковская государственная академия дизайна и искусств (г. Харьков) по специальности «Промышленное искусство». Я – Столичный гуманитарный институт (г.Москва) по специальности «Дизайн». А вообще, профессия дизайнера обязывает учиться каждый день, всю жизнь.   - Сколько лет вы преподаёте в СурГПУ? - В Университете мы работаем третий год.   - Наталья Николаевна, а можно вообще научить рисовать или можно только дать технику, но художниками рождаются? - Думаю, что художниками становятся. Да, природных данных и таланта никто не отменял. Но все же, это в первую очередь труд и желание добиваться наивысшего результата.   - А ваши студенты ходят на ваши выставки? Мы с нашими студентами стараемся не пропускать городские художественные выставки. Участвуем в мастер-классах, посещаем лекции. Надеюсь, и на нашей выставке увидеть знакомые лица студентов и выпускников. В мае прошлого года на  V  окружную Арт-маёвку в Ханты-Мансийске мы привезли баннер с графическими работами наших   студентов, в которых представлен взгляд молодежи на проблемы экологии.   - У вас на курсе сейчас есть студенты, которые могут составить вам конкуренцию в искусстве? Вообще, много талантливых детей? Кто из них вас поразил? - Все наши студенты - талантливые ребята. К сожалению, пока у нас не было совместных выставочных проектов. Возможно, в ближайшем будущем кто-нибудь из них нас обязательно поразит. И, надеюсь, составит конкуренцию. Раньше в школах преподавали чистописание, но сейчас все набирают смс-ки. Зачем нужна каллиграфия в компьютеризированном мире? - В современном мире мы все чаще ведём переписку, используя клавиатуру. Текст становится просто информацией.  Чистописание и каллиграфия в первую очередь развивают мелкую моторику, заставляют думать. Каллиграфическое письмо даёт возможность ослабления и усиления нажима, позволяет расставлять акценты, концентрирует внимание.  Недаром в Японии при поступлении на работу люди сдают экзамен по каллиграфии. Ведь это свидетельствует об их интеллектуальных способностях.  Красивое письмо или чистописание - это своего рода произведение искусства. И искусство это не каждому дано. Лично у меня оно вызывает восторг.   - Сколько видов этого искусства существует? Чем отличается западная каллиграфия от восточной? Есть ли особенности у русской? - Каллиграфия, искусство красивого письма, существует уже много веков и имеет свою историю, начиная с возникновения письменности в целом. Различают несколько способов каллиграфического письма - тонким, обычным пером, ширококонечным и кистью. Можно выделить основные виды письма: латинское, готическое, кириллическое, арабское, китайское и др. Все они имеют свои особенности и правила.  Европейское письмо отличается строгостью, чёткостью графики. Восточное, на мой взгляд, более эмоциональное.   - А у вас есть любимый художник, кроме мужа, конечно? - Очень сложный вопрос. Трудно выделить кого-то одного. В разные периоды времени мне нравились разные мастера. А вообще, художников люблю всех, если они, конечно, настоящие. Когда человек творит, он вкладывает в работу свои эмоции. А если ему удаётся передать их зрителю, значит, работа состоялась. При восприятии и осмыслении картины у одних людей возникает определённый ассоциативный ряд, и она их трогает, пробуждает чувства. Для других эта же картина не имеет смысла, человек остается безучастным. Для каждого художника существует свой зритель.    - Что такое современное искусство? - Современное искусство – это, в первую очередь, средство коммуникации.  Графический дизайн - визуальный коммуникатор, задачей которого является проектирование самого визуального языка. Графический дизайн развивается параллельно со всеми направлениями в искусстве.  Искусство обогащает дизайнеров в творческом плане, способствует повышению их эмоционального заряда. Очень часто для решения художественных задач дизайнеры обращаются к искусству, в котором видят источник новых оригинальных идей.  Художники в живописи, графике, скульптуре обращаются к тому, что недоступно прямому видению и воспроизведению, формируют новое визуальное мышление, новое видение предметного мира.  Язык визуального мышления во многом изменил все виды искусства.  Современное искусство и дизайн – это особая форма эстетического и творческого мышления. Художники и дизайнеры конструируют новые упрощенные, универсальные формы.    Будем рады поговорить об искусстве на открытии нашей выставки 9 февраля в 16.00 в галерее современного искусства «Стерх».  
    Наша справка Сергей и Наталья Лозовые

    Сергей Лозовой – член Союза художников России, Союза дизайнеров России, Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, профессор кафедры социально-художественного образования СурГПУ.
    Наталья Лозовая – член Союза дизайнеров России, профессор кафедры социально-художественного образования СурГПУ.

     

    Фото из личного архива семьи Лозовых Елена Курилова, Центр информации и связи с общественностью СурГПУ
     
    По теме
    Особенность выставки заключается в том, как гармонично и естественно она соединила, казалось бы, очень далекие вещи – древние символы и городской дизайн, традиционное искусство и современные материалы и технологии.
    Средства депутатского фонда Алексея Савинцева во втором квартале 2024 года направлены Государственному архиву Югры для модернизации читального зала, приобретения экспозиционно-выставочного оборудования.
    Друзья! В Сургутском художественном музее продолжает работу археовыставка «Предшественники», на которой представлены ювелирные украшения I–XVI вв.
    Госинспекция труда рассказала о причинах несчастных случаев на производстве в Югре - РИЦ Югра Автор: служба информации РИЦ «Югра» Автор фото: Центр социальных медиа Югры О производственном травматизме и мерах профилактики рассказал на пресс-конференции в РИЦ «Югра» заместитель руководителя Государственной инсп
    РИЦ Югра
    Югорчанин украл игровую приставку из магазина, чтобы заложить ее в ломбард - СургутИнформТВ Фото: скриншот видео тг-канал полиции Югры, https://t.me/police_ugra/3100 В Нефтеюганске сотрудники полиции поймали похитителя игровой приставки, которая пропала прямо из торгового зала магазина.
    СургутИнформТВ
    Ирина Григорьевна Легойда - Окружная больница В Нижневартовской окружной клинической больнице проводили на заслуженный отдых медицинскую сестру хирургического отделения № 2 Ирину Григорьевну Легойда.
    Окружная больница
    Сквозной проход через кабинет неотложной медицинской помощи закрыт. Отныне в фильтр – бокс могут зайти только пациенты с первичными признаками ОРВИ и гриппа.
    Городская детская поликлиника
    Дружба начинается с традиций - Газета Знамя Русская гармонь объединяет все нации в ритме дружественного танца В детском саду «Умка» на стене памяти «Знай наших!» педагоги разместили фотографии героев разных поколений.
    Газета Знамя
    Неделя детской книги - Библиотечно-музейный центр В 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения А.С.Пушкина и Неделю детской книги библиотека-филиал № 3 посвятила творчеству известного русского поэта, писателя, сказочника.
    Библиотечно-музейный центр