Сургутяне этой зимой не раз обращались с проблемой уборки снега во дворах . Надо отметить, что здесь надо разделить два вида территорий: внутридомовые территории и «белые пятна», которые формально являются муниципальными территориями, а по факту – бесхозными.
Как они возникли? Причиной тому стали постановки на кадастровый учет земельных участков на придомовой территории не в тех границах, которые были утверждены администрацией города. Дело в том, что любой собственник многоквартирного дома может прийти в кадастровую палату, заказать техплан и утвердить его. Границы при этом могут быть определены так, что появляются такие территории, которые не обслуживаются ни управляющей компаний, ни муниципалитетом.
В этом году мы провели инвентаризацию участков и выявили около 30 тысяч квадратных метров таких земель, после чего определили подрядчика, который должен их убирать.
Однако нельзя сбрасывать со счета и управляющие компании: часть жильцов все-таки сталкивается с их нерадивостью. По правилам благоустройства снежные кучи должны быть убраны в течение семи дней. Если они остаются во дворах более семи дней, то у нас есть рычаг влияния. В департаменте городского хозяйства работает отдел по муниципальному жилищному контролю, специалисты которого выезжают по заявкам на проблемные места и выписывают предписания. Причем с недавнего времени у нас появился еще один рычаг влияния на управляющие компании. Теперь если они не реагируют на наши предписания, специалисты этого отдела могут составлять протокол об административном правонарушении и направлять в административную комиссию. Последствия – вполне серьезные: штрафы до 300 тысяч рублей.
Жильцы при этом на все эти нововведения не реагируют, и, кстати, я не считаю, что это плохо. Я убежден, что мы, коммунальщики, должны работать так, чтобы люди чувствовали себя комфортно, не замечая, какой объем работы за этим стоит. Это идеальный вариант, к нему нужно стремиться.
В некоторых случаях, увы, речь не идет ни об идеале, ни о простом выполнении работы: некоторые жильцы заводят речь о смене управляющей компании. Нам сменить УК довольно тяжело: чтобы это сделать, нужны веские аргументы.
Однако Жилищный кодекс позволяет жильцам, недовольным работой своих управляющих компаний, сменить способ управления – перейти на ТСЖ. Но за два года работы в департаменте городского хозяйства я вижу, что количество товариществ собственников жилья в городе, увы, не увеличивается. Эту форму нельзя насадить сверху: люди должны до нее дозреть самостоятельно. Но, увы, менталитет меняется сложно: мы до сих пор в массе своей не собственники. Яркий пример – история с банкротством управляющей компании «Вордгрин», когда чиновники администрации проводили встречи с жильцами. На них приходило максимум пять процентов от всех приглашенных. Показательны слова одной бабушки из числа жильцов: «Сынок, – сказала она, – ты зачем нас собрал? Вот как вы в администрации решите, так и делайте» . К сожалению, далеко не все готовы брать на себя это бремя создавать ТСЖ: прибыли от этого никакой, а ответственности достаточно.
Кстати: В Новосибирске в тарифе на содержание жилфонда нет механизированной уборки. Она производится только в том случае, если жильцы собрали на нее деньги.
Вадим Кочетков, руководитель департамента городского хозяйства администрации Сургута (по материалам онлайн-конференции siapress.ru)