Образцовое знание школьных предметов в этом году на округе показали 6 ребят из Сургутского района. Их – победителей и призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников – накануне чествовали в Лянторе, в стенах средней школы №3. Радость победы и признание с детьми разделили те, кто плечо к плечу прошагал с ними долгий, волнительный и утомительный «олимпийский» путь – родители и учителя.
А вот и имена умников и умниц Сургутского района и их наставников:
Кристина Кузнецова , 9 класс СОШ № 3 Лянтора – 3 место в олимпиаде по русскому языку (преподаватель О. Д. Мололкина )
Полина Москалёва , 11 класс СОШ № 3 Лянтора – 1 место в олимпиаде по экологии (преподаватель М. Б. Идрисова )
Дарья Логинова , 10 класс СОШ №6 Лянтора – 2 место в олимпиаде по литературе (преподаватель О. В. Ильинова )
Максим Петров , 11 класс СОШ №2 Фёдоровского – 1 место в олимпиаде по химии (преподаватель Е. В. Петрова )
Николай Шароватов , 11 класс СОШ №1 Фёдоровского – 2 место в олимпиаде по истории (преподаватель М. Н. Рома )
Анна Жильцова , 11 класс СОШ №1 Белого Яра – 3 место в олимпиаде по литературе (преподаватель И. Н. Милькова )
Пышной церемонии награждения в этот раз не получилось. И даже не планировалось. Организаторы решили уйти от обыденного формата ради того, чтобы просто поговорить с виновниками встречи по душам. О том, что нужно еще улучшать в процедуре олимпиады, какая требуется помощь Департамента образования, а еще спросить: какова она – формула успеха?
11-класснику из Фёдоровского Максиму Петрову, она открылась совсем недавно. Несколько лет подряд школьник испытывал себя на окружной олимпиаде по химии, но всё мимо предметного пьедестала. Не просто ступил, а взлетел на самую высшую его степень только тогда, когда желание одержать победу оказалось на вторых ролях. Первым – пополнение копилки знаний.
– Успех пришёл с настоящим интересом к предмету, – добавил Максим. – Раньше я больше увлекался физикой, а химией занимался с подачи мамы, она мой преподаватель. Позже химия меня так захватила, что теперь я собираюсь поступать на химический факультет.
Профориентация, кстати, одна из главных задач предметных олимпиад. В этом смысле именно средняя школа №3 Лянтора может поделиться драгоценным опытом. Уже в пятом классе у ребят выясняют предпочтения, кто бы кем хотел стать в будущем, смотрят на их предрасположенности. Самых способных в тех или иных науках школяров учителя берут на заметку. Год от года СОШ № 3 становится лидером Сургутского района по числу призеров районного этапа олимпиады, и неизменно победители добиваются лавров на округе.
– В этом году у нас два победителя, и это не предел: в прошлом году было трое, – рассказывает директор СОШ №3 Алексей Луценко. – Потенциал огромный! Седьмые-восьмые классы уже наступают на пятки старшему звену. Причём, победы есть в самых разных предметах: от литературы до физкультуры. В этом году, например, у нас на районе впервые два победителя в олимпиаде по французскому языку. Появилась возможность взять учителя, мы воспользовались, и вот ребята о себе заявили.
И, тем не менее, конечное слово, кем быть и куда поступать, всё равно должно оставаться за школьником. По статистике Министерства образования, около 30% победителей ученических олимпиад не выбирают профильный предмет для сдачи ЕГЭ. Не так давно министр образования РФ Ольга Васильева выдвинула этот факт, наряду с некоторыми другими, в пользу отмены половины школьных олимпиад, мол, а надобность их в чём?
По мнению директора Департамента образования и молодёжной политики администрации Сургутского района Ольги Кочуровой, олимпиады хоть и помогают уяснить детям, что им ближе, но вовсе не обязывают поступать детей по тому профилю, в котором он был успешен на олимпиаде.
– Ведь каждый ребенок выбирает тот предмет, который ему, прежде всего, интересен, – поделилась своим мнением – Кому-то нравится технология, кто-то ОБЖ выбирает. Не факт, что они будут поступать. У нас даже литературу – тот предмет, который в принципе мало где требуется для поступления, кроме профильных вузов, дети выбирают. В первую очередь, олимпиады дают шанс попробовать себя, понять себя и свои возможности.
Но там, где всё мозаика складывается, – работают сильный педагог, по-настоящему увлечённый ученик и всегда готовый придти на помощь родитель – случаются действительно счастливые истории. Яркий пример тому – плеяда «олимпийцев» Минзады Идрисовой , учителя географии СОШ №3 Лянтора. С 2009 года ученики Минзады Бахтияровны 9 раз побеждали на округе в олимпиаде по экологии. Её выпускники обучаются в лучших вузах страны по этой же специальности или на смежных.
– Надо отдать должное педагогам: только если зарядить ребенка энергией предмета, то ученик даст результат, – считает Ольга Кочурова. – Если честно, просматривая этап региональной олимпиады, мы примерно знаем, какой преподаватель из какого муниципалитета возьмет призовые места. Наша задача поддерживать педагогов и находить новых, которые смогут так вдохновенно передавать знания детям. Потому что всё-таки педагогические кадры решают всё.
Анастасия ТарасоваФОТО автора