Пресса Ханты-Мансийского округа живет фактами. Сложно представить, что когда-нибудь в нашем округе появится издание, которое могло бы рассуждать на духовно-нравственные темы, как, например, «Литературная газета». Возможно ли это, нужно ли аудитории и каковы причины, по которым пресса почти не затрагивает духовно-нравственные вопросы, попытался разобраться государственный советник ХМАО первого класса и член Союза журналистов России Анатолий Корнеев .
- Скажите, пожалуйста, как изменились функции региональных печатных СМИ за последние несколько лет?
- Функции не изменились. Они прописаны в «Букваре СМИ». Изменились приоритеты редакционной политики. СМИ в поисках средств к существованию вынуждены принимать условия, которые им ставят органы власти разных уровней. Что-то становится главным и определяющим, что-то отодвигается на второй план. Официальные печатные, впрочем, как и другие, СМИ превратились в персонал, обслуживающий власть или финансовую группу. Я бы не рискнул сегодня назвать в Югре в полном смысле независимое, но при этом высоконравственное, издание.
- Почему, на ваш взгляд, большинство печатных общественно-политических изданий региона все реже обращаются к духовно-нравственным темам или вовсе не обращаются?
- В первую очередь, это зависит от степени одухотворенности органов власти федерального, регионального и муниципального уровней. От уровня их нравственности. Когда административная власть обеспокоена оценкой со стороны федеральных чиновников, им не остается ничего другого, как направить все финансовые возможности на формирование собственного положительного имиджа. Соответственным образом формируется государственный заказ, в котором эти задачи общественно-политическим изданиям ставятся как приоритетные. Публикации на духовно-нравственные темы просто не оплачиваются и вычеркиваются из государственных изданий. Во-вторых, последние двадцать лет наше государство относилось к духовно-нравственному воспитанию как к второстепенной задаче, финансируя государственную политику в области средств массовой информации по остаточному принципу. У СМИ пропал стимул обращаться к этой теме.
В-третьих, «злую шутку» с нами сыграло в девяностых годах прошлого столетия понимание свободы. Телеканалы в погоне за «легкими» деньгами буквально заполонили экраны низкопробными с художественной и нравственной точек зрения американскими фильмами, музыкальными клипами и прочим китчем. Модно говорить, что каково общество, такова и его культура. У нас в России получилось наоборот – телеканалы и бульварная пресса воспитали Общество с низким порогом нравственных оценок.
- Как вы думаете, нужны ли вообще аудитории публикации подобного рода?
- Сегодня общество и власть, наконец, просыпаются и видят, к какому результату привела политика отрицания значимости духовно-нравственного воспитания. Думаю, мы стоим на пороге возрождения этих тем, поскольку социум готов к «ренессансу» высокой морали. Следовательно, будет постепенно меняться и государственная политика, и редакционная политика. Сегодня востребована тема духовно-нравственного оздоровления.
- Вы чувствуете беспокойство за нашу аудиторию и журналистику?
- Все активнее в нашу жизнь входит Интернет. Отрицать его возможности в обмене информацией, думаю, никто не осмелится. И я бы не рискнул предположить «светлое будущее» и безбедное существование печатных СМИ. Они попали в жесткую конкуренцию с Интернет-сайтами и Интернет-газетами, которые информируют аудиторию о событиях оперативнее, нежели печатные СМИ. Более того, они обеспечивают реальную обратную связь, когда человек имеет возможность сразу после знакомства с новостью или публикацией материала журналиста оставить комментарий, изложить свою позицию по самым разным поводам, темам и сферам нашей жизни.
Что беспокоит? Обилие безнравственного в Интернет-пространстве. Как следствие, мы вынуждены будем пережить «вторую волну атаки» и воздействия низкопробной культуры на общечеловеческие ценности, на общественную мораль.
- А что вас настораживает в профессиональном уровне современных журналистов?
- Падение качественного уровня журналистики. Журналистика становится эксклюзивной профессией. Настоящих профессионалов в нашем округе можно перечесть на пальцах. Парадокс – сотрудников в редакциях все больше, а журналистов все меньше. Но это уже совсем другая история, требующая отдельных исследований и специального изучения.
Справка: Анатолий Корнеев родился 8 сентября 1953 года в Курганской области. В 1964 году приехал в Тюмень и, достигнув совершеннолетия, начал работать фотокорреспондентом на окружном телевидении. Окончив Челябинский государственный институт культуры, стал режиссером в Ханты-Мансийском театре «Резонанс». Позже достиг успехов в сфере политики и журналистики, работая корреспондентом окружной газеты «Ленинская правда» («Новости Югры»). До весны 2010 года занимал пост пресс-секретаря первого губернатора ХМАО Александра Филипенко.
Светлана Левковская