Рейтинга детских садов в Сургуте нет. Есть очередь.

В.К.: Здравствуйте, мы начинаем очередную онлайн-конференцию на сайте siapress.ru. Нашим гостем стала директор МКУ «Управление дошкольными образовательными учреждениями Сургута» Ирина Мурашова. Ее знают многие люди в нашем городе хотя бы потому, что они являются родителями дошкольников. И поэтому все вопросы были посвящены проблемам, с которыми сталкиваются родители.

Давайте сразу начнем с вопроса, который посвящен принципу, по которому распределяются места в детских садах. Видимо, не для всех до сих пор все прозрачно. Расскажите коротко об этом.

И.М.: Здравствуйте. Это вопрос, наверное, на самом деле очень злободневный, потому что с данным вопросом я встречаюсь каждый вторник, когда принимаю родителей. Есть документ на уровне муниципального образования «Порядок комплектования образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», есть приказ департамента образования, который регулирует ведение реестра нуждающихся в услугах дошкольного учреждения. В том числе в этом реестре как раз и указан весь регламент того, как осуществляется комплектование. Комплектование детьми образовательных учреждений осуществляет управление дошкольных учреждений. В управлении создан специальный отдел, который называется «Отдел по работе с населением и образовательными учреждениями», и в соответствии с данным регламентом ежегодно специалисты отдела собирают информацию из образовательных учреждений о том, какое количество мест ежегодно будет высвобождаться в каждом детском саду. Либо это детский сад-начальная школа, либо прогимназия. После того как мы соберем все данные о количестве высвобождаемых мест, специалисты на это количество мест формируют списки для детей от полутора до трех лет. Таких групп в Сургуте осталось немного, но они еще есть, поэтому сначала формируются возрастные группы с полутора до трех. На оставшиеся места формируются группы для детей от трех до семи лет. Конечно, родители задают вопрос о том, как же так может случиться, что ребенок проживающий, условно, в 25-м мкрн., получает место в детском саду не в ближайших микрорайонах, а вот как написала одна мама, на улице Ленина. Я хочу сказать родителям, что дошкольные образовательные учреждения ежегодно не выпускают детей, они, так же как школы, выпускают определенное количество выпускных, то есть подготовительных групп. Соответственно, в каждом детском саду освобождается где-то одна группа, где-то уходят две подготовительные группы, где-то в школу уходят три. Соответственно, больше чем это количество детей, выпущенных из детского сада, учреждение не может взять. И мы все прекрасно понимаем, что каждый родитель может видеть детский сад из окон своей квартиры, но… если всего три группы выпущено, то это всего 75 детей. Соответственно, только 75 детей могут пойти в тот детский сад, который виден из окна. Как правило, это или добор в уже имеющиеся возрастные группы, либо это новый набор в группы для детей от полутора до трех лет. А в остальные возрастные группы это добор. Поэтому, как только количество мест по данному детскому саду исчерпывается и если очередь ребенка в этот детский сад не подошла, то ему предлагаются места в близлежащих детских садах по его возрастной категории, либо уже в более отдаленном микрорайоне. Только вот по этой объективной причине.

В.К.: Изначально все-таки смотрит специалист, чтобы это было поближе к дому?

И.М.: Конечно.

В.К.: Скорее всего, ситуация просто безвыходная, когда…

И.М.: Да. Это ситуация объективная, от которой мы в общем-то пока отойти не можем.

В.К.: Ну хорошо, когда ребенку садик дали – это уже, можно сказать, победа. А вот то, что родители меняются, дают объявления – это нормальная практика?

И.М.: Да, это абсолютно нормальная практика. Дело в том, что каждый родитель имеет право подать заявления во все дошкольные учреждения, которые находятся в зоне его территориальной доступности – пешей либо автотранспортной, то есть как это устраивает родителя. И он может оставить заявление о том, что он просит принять своего ребенка в порядке перевода из того детского сада, который он сейчас посещает. Руководитель учреждения, в соответствии с документооборотом и с делопроизводством, которое ведется, должен в течение месяца ответить родителю о том, есть ли у него на сегодняшний момент такая возможность. Если нет, то он отвечает, что нет. Если есть такая возможность, то, соответственно, предлагает родителю и согласовывает перевод его ребенка. Но по некоторым учреждениям уже таких заявлений зарегистрировано по 200. Надо понимать, что это, конечно, заявления от родителей, имеющих детей разного возраста. Например, в подготовительной группе ребеночек уедет за пределы Сургута или какая-то другая причина будет, по которой родители возьмут ребенка и обеспечат ему семейное образование, то даже при условии, что ребенок зарегистрирован у заведующей детским садом, условно, 150-м и он относится к возрастной категории от шести до восьми лет, то, конечно, ему будет предоставлена возможность оформить своего ребенка в это дошкольное учреждение. Потому что это тот возраст, куда ребенка трехлетнего либо четырехлетнего оформить уже нельзя.

В.К.: И плюс еще дети могут покинуть садик, если им исполнилось уже шесть с половиной лет.

И.М.: Да.

В.К.: Это может случиться в любое время года?

И.М.: Это может случиться в любо время года. Мы – и управление, и руководители образовательных учреждений – провели очень серьезную разъяснительную работу с родителями, в ходе которой родителям было предложено, имеющим детей, которым исполнится семь лет до декабря текущего года, решить вопрос с оформлением ребенка или устройством ребенка на обучение по программе начального общего образования. Кроме того, нужно сказать, что в городе созданы сейчас все условия для того, чтобы детки, имеющие возраст шесть лет и шесть месяцев, могли, собственно, со своими возрастными особенностями осваивать программу начального образования. Ну а те родители, детям которых исполниться в марте, в декабре, у них тоже такая возможность есть, и они тоже могут отдать ребеночка для освоения программы начального образования. Но кто-то из них принял решение, что они будут посещать детский сад по достижении ребенком семилетнего возраста. Вот по достижении семи лет родителю нужно будет определиться, каким образом он будет организовывать сам присмотр и уход за ребенком, потому что программу дошкольного образования ребенок в полном объеме получит в образовательном учреждении.

В.К.: Хорошо, перейдем к следующему вопросу. У нас, слава богу, садики стали открываться, и родители многие, естественно, хотят своего ребенка, по крайней мере, по возможности, отдать в новый садик. Или такой тенденции нет?

И.М.: Ну, вы знаете, не факт. Дело в том, что когда мы открываем детские сады в течение учебного года, конечно, соблюсти вот эту особенность и распределить ребенка в детский сад, ближайший по микрорайону, не представляется возможным. Так случилось, например, в свое время с детским садом № 18 «Мишутка». Сейчас мы в такой же ситуации находимся с детским садом № 21 «Светлячок». Они находятся на территории города Сургута, но некоторые родители считают, что это за территорией города и мы далеко даем им место. Поэтому вот здесь есть детский сад, есть реестр нуждающихся, из этого реестра нуждающихся, собственно, выбраны дети для комплектования этого детского сада. И многие из них проживают не в районе «Александрия» и даже не в районе ж/д вокзала, они проживают на территории всех микрорайонов города. Понятно, многие отказываются от того, чтобы пойти. При этом понимают, что детский сад новый, материально-техническая база современная, соответствует всем требованиям. Но вот в приоритете для таких родителей в большей степени не это, а территориальная близость.

В.К.: Да и вообще, стоит отметить, что было исследование, в результате которого составили рейтинг по всем детским садам Росси. И туда вошел один из сургсутких садиков. Как ни странно, но это не новый садик. Это садик «Снегурочка», он на втором месте. Значит, для родителей что-то другое важно? Как вы думаете, какими принципами они руководствуются?

И.М.: Да, это радостное для нас событие. Второй год мы уже знаем о том, что РИА «Новости» проводят исследование и выставляют в рейтинг образовательные учреждения дошкольного образования. Руководители учреждений отправляют соответствующие документы, в которых подтверждают, какая материальная база у учреждения, рассказывают о том, какой кадровый состав, кроме этого, говорят о том, какой уровень взаимоотношений воспитателей, детей, родителей, каково финансовое положение данных образовательных учреждений. По всем этим показателям компетентная комиссия отсматривает образовательные учреждения. В этом году свыше 3,5 тысячи детских садов в России заявились на участие в этом рейтинге. И после соответствующей экспертной работы детский сад № 40 «Снегурочка» занял второе место. Конечно, это очень хороший показатель, который говорит о том, что услуга дошкольного образования в Сургуте оказывается качественно по всем показателям, начиная с материальной базы, заканчивая кадровым составом.

В.К.: Ну а вообще по городу есть какой-то рейтинг? Который бы облегчил выбор родителям. Допустим, когда родители выбирают, им не важно, в каком районе детский сад, у них есть автомобиль. Или такого рейтинга не существует?

И.М.: Надо сказать, что родители, конечно, в большей степени, когда решают вопрос с обменом дошкольного учреждения, когда у них появляется вот такое вот желание, начинают интересоваться тем, какая образовательная программа реализуется в дошкольном учреждения, каков кадровый состав, какова материальная база, каков уровень взаимодействия тех участников образовательного процесса, какой статус у этого учреждения среди всех учреждений дошкольных города Сургута. Конечно, интересуются. И уже исходя из того, какую они получат информацию… Естественно, спрашивают своих знакомых. При этом если у них первый ребенок посещал какой-то детский сад, у них уже сложилось определенное мнение и они какое-то желание высказывают. Но в большей степени, конечно, возможность выбора дошкольного учреждения более объективная при условии, если бы у нас не было очереди. Тогда бы каждый из родителей имел возможность выбирать дошкольное учреждение, а дошкольные учреждения могли бы конкурировать между собой и притягивать к себе потребителя, к своим услугам.

В.К.: Некоторое время назад таким элитным считалась прогимназия «Сезам». Сейчас, как вы видите, в комментариях даже появился негативный отзыв о том, что после реорганизации дошкольное учреждение стало хуже. Прокомментируйте, пожалуйста.

И.М.: Ну я прочитала этот комментарий, эту жалобу, и, к сожалению, я не могу сейчас прокомментировать ее объективно, поскольку не являлась ни участником этого процесса и не получала до этого момента никакой информации ни от родителей, ни от педагогов, ни от каких-то третьих лиц. Я думаю, что тому, кто написал эту информацию, все-таки следует обратиться к руководителю образовательного учреждения, потому что это его полномочия, это его сфера деятельности и ответственности. И я думаю, что он сможет объективно, подробно и профессионально пообщаться с Инной, рассказать, какие цели и задачи поставлены сейчас перед коллективом педагогическим. Кроме этого, в каждом учреждении есть орган государственно-общественного управления либо управляющий совет, либо родительский комитет, который тоже может подключиться к этому вопросу. Кроме того, хочу сказать, что Инна пишет о том, что дети не будут заниматься по программе «Содружество». Ну, вот еще раз обращаюсь к тому, что программа, которая реализуется в образовательном учреждении, в том числе, должна утверждаться и на педагогическом совете, в том числе, должно учитываться обязательно мнение и управляющего совета. Поэтому в образовательном учреждении есть все возможности для того, чтобы этот вопрос урегулировать.

В.К.: Это, кстати, не первая жалоба в том плане, что в детских садах сократились услуги, которые являются дополнительными, то есть те, за которые родители и рады доплатить, но либо нет специалиста, либо свернули программу. Это с чем-то связано?

И.М.: Нет, не свернули программу. Дело в том, что образовательное учреждение реализует образовательную программу, которая разработана с учетом примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. И федеральные государственные требования, которые на сегодня еще действуют, и федеральные государственные образовательные стандарты, которые находятся в проекте, четко говорят о том, какую структуру должна носить эта программа, в каком объеме воспитатель должен реализовывать эту программу и каким образом он должен информировать родителя о том, что образовательная программа дошкольного образования конкретно его ребенку, собственно, выдана в полном объеме. По аналогии, как в школе: если мы знаем, что сегодня урок математики, то урок математики и должен быть. Если он длится 45 минут, то 45 минут он и должен идти. В дошкольном образовательном учреждении если это прогулка, то это прогулка, содержание которой тоже заранее воспитателями прорабатывается, – это и ознакомление с растениями, и чтение художественной литературы и так далее. Это в том числе и подвижные игры, и много-много чего другого. Вот из этого состоит жизнь дошкольника, и, собственно, проживая эту жизнь, ребенок и осваивает программу дошкольного образования. Когда мы говорим о программе дополнительного образования, мы понимаем, что она может иметь место быть при условии, если она будет реализовываться на бесплатной основе. Потому что давать ребенку стандарт образования за средства родителей мы не имеем права. Поэтому все, что касается дополнительного образования за рамками основной образовательной программы, конечно, должно выходить и за рамки рабочего дня или времени пребывания ребенка. И это нужно очень четко понимать.

В.К.: А каким образом это происходит? Привлекается какой-то частный детский сад?

И.М.: Вообще, это должно быть следующим образом: в течение 12 часов пребывания ребенка в дошкольном учреждении и реализуется образовательная программа дошкольного образования. И в это время ребенок и поет, и танцует, и рисует, и занимается аппликацией, и занимается физической культурой – то есть все направления развития ребенка есть в образовательной программе. Если родители видят, что ребенок имеет способность к пению, к рисованию и у него есть возможность дать ребенку дополнительно это развитие за деньги, то это нужно делать, соответственно, в учреждениях дополнительного образования. Если ребенок одарен и у него есть способности, то в образовательном учреждении у нас есть такие мероприятия, как досуговые мероприятия, развлечения, у нас есть утренники, праздники, где, собственно, конечно, этот ребеночек, у которого есть способности, участвует в них и демонстрирует их в полном объеме. Поэтому родителям  нужно вот это понимать.

В.К.: Ну, для этого нужны еще и кадры. Как обстоит дело с теми же специалистами дополнительного образования? Они же просто на вес золота – какие-то инструкторы, художники. Они сейчас готовы пойти в сад, чтобы эти функции выполнять?

И.М.: В дошкольных образовательных учреждениях в штатное расписание введены такие педагогические должности: воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный работник, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. То есть это те специалисты, которые обеспечивают общее развитие ребенка и оказывают ребенку коррекционно-педагогическую помощь. Поскольку в рамках мы не реализуем ту программу дополнительного образования, соответственно, у нас сейчас в образовательных учреждениях нет педагогов дополнительного образования. Но физическая культура реализуется, музыкальные занятия, музыкальная деятельность тоже в учреждениях проводится. Если говорить в целом о педагогических кадрах в образовательных учреждениях дошкольных, то, конечно, мы испытываем некий кадровый голод. Но надо сказать, что сейчас этот вопрос активно решается, но решается за счет того, что педагогический вуз нам набрал сейчас две группы.

В.К.: Новые?

И.М.: Да. Кроме этого, через Центр занятости обучаются мамы, имеющие детей, которые находятся либо в статусе безработных, либо в декретном отпуске и у них есть возможность параллельно получить второе образование за счет средств окружных. Кроме этого, есть Технолого-педагогический колледж на территории города Сургута, там тоже две группы. Есть много работников дошкольных образовательных учреждений, функционирующих сейчас, которые работают младшими воспитателями либо другие должности занимают непедагогические и заочно обучаются в нашем педагогическом вузе. Поэтому вот это тот резерв, за счет которого потом мы будем открывать те детские сады, которые строим.

В.К.: У них зарплата тоже вырастет?

И.М.: Зарплата в соответствии с указом президента тоже продвигается вперед, и она должна быть у педагогических работников не менее чем средняя заработная плата по региону, она должна практически соответствовать зарплате педагогических работников общеобразовательных учреждений, то есть школ. Ну, вот в среднем зарплата по воспитателям в Сургуте – в районе 40 тысяч рублей. У кого-то больше, у кого-то меньше.

В.К.: Ну для этого надо обязательно быть педагогом. А сразу так не получится?

И.М.: Да, для этого надо, конечно, быть педагогом. При этом нужно иметь высшее образование и, соответственно, пройти аттестацию, получить квалификационную категорию, в общем, нужно заботиться о своем профессиональном росте. О себе нужно заботиться самому.

В.К.: Хорошо, давайте перейдем к частным детским садам. Все-таки у нас что-то сдвинулось после утверждения СанПИН, которого так все долго ждали? Я вижу, что у многих ИП планы серьезные. А что для них улучшилось?

И.М.: Надо сказать, что Закон «Об образовании» сейчас приравнивает индивидуальных предпринимателей к образовательным организациям при условии, если они реализуют образовательную программу. Если индивидуальный предприниматель реализует образовательную программу самостоятельно, что ему не нужно получать лицензию. Если он привлекает третьих лиц, то, соответственно, он должен получить лицензию на реализацию образовательной программы. Две недели назад по инициативе сургутской торгово-промышленной палаты состоялось очень серьезное совещание, на которое были приглашены индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают в сфере социальных услуг и оказывают присмотр и уход за детьми дошкольного возраста. Были приглашены представители государственных контролирующих органов – и Обрнадзор, и Роспотребнадзор, и представитель ОГПН, департамент образования. И индивидуальные предприниматели смогли получить очень полные и развернутые ответы на поставленные ими вопросы о том, как пролицензировать свою деятельность. Наконец-то была поставлена точка в этом вопросе, и все поняли то, что на сегодняшний момент необходимо оценить состояние своего бизнеса, с точки зрения соответствия всем нормам – пожарным, санитарным и безопасности. И заявляться с необходимым пакетом документов сначала в Пожнадзор, Роспотребнадзор, а затем уже и в Обрнадзор для того, чтобы получить лицензию на право ведения образовательной деятельности. Эта лицензия даст право индивидуальным предпринимателям получать соответствующие финансовые средства из округа на реализацию образовательной программы – это средства на выплату заработной платы работников, средства не приобретение игр и игрушек, учебных пособий.

В.К.: То есть наравне с муниципальными?

И.М.: Да, наравне с муниципальными. Кроме того, у родителей появится возможность получать компенсацию части родительской платы за посещение дошкольного учреждения. Ну, вот мы надеемся, что у города Сургута будет какая-нибудь одна, две или три…

В.К.: А сколько процентов тех предпринимателей, которые присутствовали, сегодня готовы?

И.М.: Я не готова сейчас сказать за предпринимателей, но то, что планируют три или четыре предпринимателя в этом направлении двигаться, – это точно.

В.К.: Самый сложный вопрос, наверное, с помещениями. Для этого детскому саду нужно обладать отдельным помещением или нет?

И.М.: СанПИН говорит о том, что они могут быть построенными, пристроенными и так далее. Он четко прописывает, какие требования должны быть к прогулочным верандам, к прогулочным участкам. В том числе говорит о том, что это могут быть прогулочные участки жилых домов, оговаривает, каким образом их можно использовать. Песочницы нельзя использовать, понимая, что там не только дети этого детского сада, а в общем-то все дети… И менять его с такой периодичностью, обрабатывать его и брать на этот песок соответствующее заключение у индивидуальных предпринимателей не получится. Поэтому, конечно, нужно просто внимательно изучить этот документ, сверить свои позиции и двигаться.

В.К.: Я слышала, что эти нормы очень быстро меняются, что даже элементарно по детским кроватям – то двухъярусные, то одноярусные… И предприниматель не успевает закупать все эти вещи.

И.М.: Хочу сказать, что не так и часто они меняются. СанПИН был от 2003 года, потом они были десятого года и сейчас вот они 13-го года. Ну вот время между третьим и десятым годом было достаточно большое, а вот между дестям и тринадцатым – всего три года. Так вот именно этот маленький промежуток говорит о том, что наконец-то были услышаны все – и муниципальные детские сады, и индивидуальные предприниматели, которые говорили о том, что надо пересматривать СанПИН. Время идет вперед, нельзя жить мерками 2003 года, когда у нас все было совершенно по-другому – и требования и родителей были другие, и государство должно свои требования менять. Поэтому нынешние требования, надеемся, будут долгожителями.

В.К.: То есть они хотя бы немножко развернулись в пользу ИП?

И.М.: Да, да.

В.К.: А правда, что в детских садах нельзя держать живые уголки?

И.М.: Да. Это из СанПИН 2010 года. Говорили о том, что в групповых помещениях не может быть живых объектов, ну то есть животных. Понятно, с чем это связано, - очень много детей-аллергиков, многие животные, как бы мы ни хотели, все-таки являются переносчиками различных заболеваний, хотя хочу сказать, что все животные, которые были в дошкольных учреждениях до момента, пока не вышел СанПИН были привиты. На каждое животное был паспорт ветеринарный, все животные обеспечивались необходимым кормом, его приобретали. Поэтому вот в этой части до момента, пока СанПИН не запретил нам это делать, мы соблюдали все требования относительно живых объектов в дошкольных учреждениях.

В.К.: Я просто знаю, что остался один детский сад «Брусничка», который реализует все-таки некую программу: там дети общаются с животными, но на улице. У них есть приусадебное хозяйство.

И.М.: Да, да. Это дошкольное учреждение такое маленькое, камерное очень. Есть еще, есть.

В.К.: А сейчас еще чем детей в детском саду, скажем так, удивляют? Или такое необходимости нет?

И.М.: Нет, такой необходимости нет. Здесь нужно сказать, есть ли необходимость вообще переманивать детей. Ведь это же детский коллектив, и каждый ребеночек, войдя в детский коллектив, начинает искать себе друзей, подружек, место, так скажем, под солнцем. Он учится коммуникации. Поэтому, наверное, для некоторых детей (все мы с вами разные), возможно, вот это вот умение быстро ориентироваться и находить себе друзей в разных коллективах для какого-то ребенка – это норма. А для какого-то ребенка, в силу его индивидуальных способностей, его скорость реакции ниже, он замкнут, он интроверт, например, а не экстраверт, он направлен внутрь себя, он и по жизни будет вести себя немного по-другому, чем ребеночек, который является экстравертом. Поэтому все эти факты, конечно, надо учитывать, когда принимаешь решение относительно ребенка, перевода его из группы в группу, из детского сада в детский сад и во всех других моментах, касающихся воспитания и образования ребенка.

В.К.: Ну, многое зависит и от воспитателя самого. А что вы можете сказать о новичках? Как раз о тех людях, которые переобучились другой профессии, стояли на учете в службе занятости. Они действительно освоили профессию в такое короткое время?

И.М.: Я хочу сказать, что, как правило, эти люди осознанно выбирают свой путь. То есть они идут не потому, что им некуда просто пойти, а, в общем-то, многие из них – это те мамы, которые имеют своих ребятишек, но в силу обстоятельств они не могут их оформить в детский сад. А хочется не терять себя, хочется быть в коллективе и при этом развиваться, не засиживаться дома и ребенку в это же время дать возможность социализироваться в кругу сверстников. Поэтому это, как правило, те мамы, которые понимают, почему они пошли именно в эту профессию и хотят работать с детьми. И они все нашли свое место, и нареканий на их работу с детьми, по содержанию, в общем-то, не было.

В.К.: А у нас мужчины вообще есть в дошкольном образовании?

И.М.: Был у нас один мужчина в одном дошкольном учреждении. Но, к сожалению, не задерживаются они у нас, потому что… Ну, какие-то другие причины есть. Хотя вроде бы и зарплата сейчас неплохая. Не считают это мужчины профессией для себя.

В.К.: Давайте тогда ответим на вопросы по кратковременным группам. Они у нас очень уж кратковременные – всего по три часа.

И.М.: Нет, не везде по три часа. Группы кратковременного пребывания, хочу сказать, стали в последнее время пользоваться большим спросом. Наконец-то наши родители начинают понимать, что детский сад – это не то учреждение, где в приоритете присмотр и уход. Детский сад – это учреждение, где в приоритете все-таки реализация образовательной программы, социализации ребенка, это то место, где ребенку можно дать возможность пообщаться со сверстниками, научиться слушать другого, быть услышанным, научиться принимать решения, нести ответственность за это решение, придерживаться каких-то правил, формировать волевые усилия и так далее. Поэтому группы кратковременного пребывания правда востребованы, но у нас они функционируют в двух формах: одна форма – это группа в группе, когда ребенок приходит в первую половину дня. Как правило, это по одному ребенку в возрастных группах – младшей, средней, старшей, подготовительной; и в отдельных помещениях, которые в течение дня в полном объеме у нас не используются. Там, где детки ходят в группу «группа в группе», проблем, собственно, с организацией питания нет. А вот где в отельных помещениях, там, конечно, есть проблема. Но мы сейчас рассматриваем варианты для того, чтобы реализовать однократный прием пищи для детей в кратковременных группах пребывания.

В.К.: Дети приходят, и получается, что их потом надо быстренько кормить, потому что из садика они приходят голодные. Был еще один вопрос: если ребенок вот-вот уже пойдет в школу, но он вообще не общался в коллективе, не был в садике, его каким образом оформлять – вот в такие группы или уже нужно идти в подготовительные группы в школе?

И.М.: Нет, у нас группы для всех возрастов открыты. Другое дело, что не так много групп с полутора до трех лет кратковременного пребывания, и в основном это группы ??? (че-то про папу с мамой), потому что детки маленькие. А вот группы кратковременного пребывания для таких детей, конечно, у нас есть. Маме просто необходимо в управление дошкольными учреждениями обратиться с заявлением, для того чтобы мы предложили на выбор группы кратковременного пребывания. И учитывая все-таки, что ребенок относится к предшкольному возрасту, если в группах подготовительных или старших будут освобождаться места в течение года, при условии, что ребенок стоит в реестре нуждающихся, то, конечно, ему будет предоставлена такая возможность посещать дошкольное учреждение, поскольку в подготовительную группу ребенка, как я уже говорила, стоящего в начале реестра, которому, сейчас, допустим, три с половиной или четыре года, мы определить не сможем.

В.К.: А насколько мобильно поступают заведующие, когда у них вот вдруг освобождаются места? Они сообщают об этом сразу родителям или сначала в управление?

И.М.: Они сообщают в управление, у них на это есть время – это три дня. Они должны в течение трех дней проинформировать о том, что у них освобождается место. А мы формируем список и направляем ребенка в дошкольное учреждение. Ну, тут нужно оговориться, что по решению думы есть льготные категории граждан, которым на льготных условиях в первоочередном порядке предоставляется место в дошкольном учреждении на период отсутствующих детей. Так вот к таким категориям относятся дети работников образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и медицинских учреждений. Поэтому в первую очередь, конечно, рассматривается оформление в детский сад именно детей родителей именно этих категорий.

В.К.: То есть, чтобы они могли выйти на работу.

И.М.: Да, чтобы они могли выйти на работу и, собственно, своей деятельностью обеспечить функционирование целой группы – это 25, 26, 27 детей, либо обеспечить медицинскими услугами весь детский сад. Они у нас с разной мощностью – есть 400 детей, а есть и 250…

В.К.: Медпункты сложнее всего, наверное, укомплектовать?

И.М.: Да, с медицинским персоналом, конечно, не все так однозначно, хотя, в общем-то, мы принимаем ребятишечек этих сотрудников временно, на период отсутствующих. Но укомплектованности стопроцентной у нас нет.

В.К.: Даже на несколько детских садов, школ бывает один и тот же врач.

И.М.: В летний период, как правило, такая ситуация складывается, потому что в период отпусков медицинские работники – тоже женщины, они уходят в отпуска, увозят своих детей для оздоровления тоже за пределы Сургута. Иногда на два детских сада – один медицинский работник.

В.К.: После ремонтов летних у нас все детские сады запущены?

И.М.: На сегодняшний день у нас еще не запущен детский сад «Мальвина». Там продлен ремонт до 7 октября 2013 года. Ближе к середине недели мы уже будем знать, когда конкретно он может принять детей.

В.К: А какие там проблемы?

И.М.: Не уложилась в сроки подрядная организация с ремонтами.

В.К.: То есть подвели именно они, потому что не вошли в сроки? Они будут какие-то штрафы выплачивать?

И.М.: Да, обязательно. Занимается ремонтными работами дирекция единого заказчика. Поэтому они очень серьезно и ответственно относятся к вопросам соблюдения сроков подрядными организациями. Естественно, будут выставлены соответствующие санкции, как прописано в условиях договора, который заключен между подрядными организациями и дирекцией единого заказчика.

Вообще, мы имеем информацию о том, что неплохо подрядчики в этом году сработали. Надо отдать им должное. Дошкольные учреждения отремонтированы, запущены, работают. В общем-то, нареканий особых по качеству работы не было. Хотя мелкие вопросы всегда возникают, возникали и, наверное, будут возникать. Но в рабочем порядке они решаются.

В.К.: Следующий новый детский сад будет открыт на улице Университетской?

И.М.: Следующий новый детский сад будет открываться в 24-м микрорайоне. Набережная Ивана Кайдалова, 28/2.

В.К.: «Аленький цветочек».

И.М.: Да, «Аленький цветочек».

В.К.: Туда дети уже распределены?

И.М.: Надо сказать, что каждый родитель сейчас имеет возможность видеть в реестре нуждающихся большое количество детей, индивидуальных кодов, так скажем, напротив которых написано «В распределении». Эти все места были распределены на новые дошкольные учреждения – «Светлячок», «Журавушка» и «Аленький цветочек». Детский сад «Светлячок» мы запустили, «Журавушку» 7 числа мы начнем комплектовать детьми. И следующим будет «Аленький цветочек», поэтому по мере того, как дети будут зачислены в образовательные учреждения, родители будут видеть, что из реестра индивидуальные коды детей будут удалены. То есть они сохранятся в нашем программном продукте, а вот увидеть их так уже не удастся.

В.К.: Но цифра не изменится при этом в основном списке?

И.М.: Нет, они подвинутся, конечно. Те, кто стоял, условно, 500-м, естественно, он сдвинется вперед.

В.К.: Но все новые садики — с трех лет?

И.М.: Да, все дошкольные образовательные учреждения, вновь строящиеся,   для детей возрастной категории от трех до семи лет.

В.К.: А почему бы все детские сады не перевести на режим с трех лет, если у нас такая проблема есть, что люди не могут на работу выйти?

И.М.: Мы анализировали ситуацию с теми местами, которые есть у нас в дошкольных учреждениях для детей от полутора до трех лет. К сожалению, не все они по своим технологическим особенностям могут быть вот сейчас сделаны мобильными. Либо площадь туалетной комнаты не позволяет поставить необходимое количество унитазов, либо групповая настолько мала, что, условно, туда можно десять кроваток спальных поставить и больше никак. В большей степени это, конечно, санитарные нормы, связанные с санитарными комнатами. Дело в том, что по норме, если это детки старшего дошкольного возраста, должно быть не менее четырех унитазов. На сегодняшний день в таких группах туалетные комнаты так спроектированы, что там размещается только один унитаз, остальное – это такой шкаф, в котором размещены горшки для детей. Соответственно, четыре унитаза никак не поставишь. И если мы 20 детей в эту группу наберем, то можно себе представить что будет, когда все дети проснутся после обеденного сна. Кроме того, надо понимать, что в этом возрасте уже формируется свое понимание половозрастное. Мальчики должен понимать, что он мальчик, девочка – что это девочка. Естественно, унитазы разделены должны быть соответствующими перегородками, закрывающимися дверями. Обеспечить мы детям этого не можем.

В.К.: Наверное, большинство детей, которые посещают группу с полутора лет, это, скорее всего, льготники?

И.М.: В основном – да, это льготные категории граждан.

В.К.: У нас есть пока только один детский сад, который стал автономным. Это детский сад «Огонек». Насколько ему удается быть независимым, могут ли сады зарабатывать, и каким образом?

И.М.: Им удается оставаться независимыми. Надо отметить, что это образовательное учреждение имеет отдельную бухгалтерию. Они самостоятельно, за счет своих средств, решили вопросы с тем, чтобы родители платили за детский сад через банкоматы. Наличные деньги не принимаются. Они умеют экономить, они экономят на всем – и на свете, и на воде. Они приобрели посудомоечные машины. На детях они абсолютно никак не экономят. Это можно, собственно, посмотреть по материально-технической базе, которая есть в образовательном учреждении. И она оснащена практически по последнему слову требований санитарных норм, и требований государственных к реализации программы. Есть веранды прогулочные, которые позволяют гулять в холодное время года и обеспечить необходимую двигательную активность детям – не засиживаться в групповой и ждать, пока придут родители, а пойти в легкой одежде побегать, подвигаться, поиграть вот на этих прогулочных верандах, которые у них там расположены на последнем этаже. Да, с одной стороны, автономия – это хорошо, они имеют возможность, минуя 94-й закон, заключать договоры на приобретение продуктов питания и так далее. Они более мобильны.

В.К.: Они тоже не могут дополнительные услуги платные предлагать родителям?

И.М.: Они точно так же, как и муниципальный детский сад, реализуют основную образовательную программу в полном объеме, поэтому все платные услуги должны организовываться тоже не взамен стандарта, который, собственно, нам установило государство.

В.К.: Вот сейчас плата за ребенка идет около двух тысяч.

И.М.: Нет, уже больше. В среднем где-то около 2,5 тысячи.

В.К.: А почему с частными детскими садами разница такая большая? Там около 15-20 тысяч. Это все с арендой связано?

И.М.: Конечно. Мы сейчас с вами говорим о 2,5 тысячи – это плата, которую платит родитель. Но она составляет 25 процентов от всех расходов, которые закладывают на одного ребенка. Поэтому практически сейчас стоимость ребенка в детском саду равна стоимости ребенка в муниципальном детском саду. Другое дело, что здесь город компенсирует, а если это частный детский сад, то расходы ложатся на плечи потребителя этой услуги.

В.К.: Ну, если они лицензируются, если они…

И.М.: Да, если они лицензируются, то это будет практически то же самое, что и в муниципальном детском саду.

В.К.: То есть цена для родителей уменьшится, они заинтересуются больше частными детскими садами?

И.М.: Нет, они установят родительскую плату самостоятельно, поэтому вот тут надо говорить о том, что она должна быть адекватна. То есть они будут брать родительскую плату за присмотри и уход. Субъект федерации даст им денежные средства на реализацию образовательной программы, что является бесплатным. А вот присмотри и уход – это уже услуга платная. Вот тут уже родитель будет платить за питание и за многие другие вещи…

В.К.: Но, тем не менее, там есть много вещей, которых нет в детском саду, учитывая невозможность введении дополнительных услуг – те же какие-то секции спортивные, которые вроде как не могут быть в основную программу включены…

И.М.: Они не могут. Потому что это не является базовым стандартом. Это не стандарт, который гарантирует государство. Элементы каратэ или каких-то других видов спорта по мере необходимости включаются в занятия по физической культуре инструкторами по физической культуре образовательных учреждений. Проводить вместо физической культуры занятия каратэ – это непозволительно.

В.К.: Процесс, который был запущен еще весной этого года по реорганизации, присоединению детских садов к школам, такой симбиоз гриба и дерева, дал положительные результаты?

И.М.: Когда принимается такое решение, нужно понимать, конечно, что речь идет о том, что здесь во главу, конечно, угла ставится преемственность реализации программы дошкольного образования и программы начального образования. То есть ребенок по окончании уровня дошкольного образования остается на обучение в начальной школе именно вот этого учреждении, соответственно, вот эти программы преемственные, и ему проще, ему понятнее, чего от него хотят, и ему легко войти в жизнь школьника.

В.К.: Ну и плюс легче некоторым школам, садикам решать финансовые проблемы.

И.М.: Да, да, и финансово выживать, конечно, легче, потому что у нас подушевое финансирование. Соответственно, чем больше учеников или воспитанников, тем больше денежных средств на то, чтобы реализовывать образовательную программу.

В.К.:Вот сейчас эти дети, которых много, особенно в возрасте четырех-пяти лет, скоро станут школьниками. И немного не успеваем мы со строительством новых школ. Продумывалась ли тема по реорганизации групп некоторых детских садов в начальные классы?

И.М.: Надо сказать, что когда формировался план строительства дошкольных учреждений и было принято решение внести изменения в программу «Новая школа Югры» окружную, мы, конечно, исходили из того, что смотрели, какая демография будет в дальнейшем и какое количество будет первоклассников, какое количество будет детей дошкольного возраста, как эта кривая будет двигаться до 40-го года. И было принято решение все-таки оставить в «Новой школе Югры» 15 объектов дошкольного образования, из них четыре – это мобильные объекты, это детский сад – начальная школа, которые при необходимости в дальнейшем могут использоваться либо как детский сад в полном объеме (условно там 400 мест, 200 – это дошкольники, и 200 мест – это начальная школа). При необходимости это может быть либо 440 мест для школьников, либо 400 мест – для дошкольников. Вот таких объектов четыре. Это учитывается для того, чтобы можно было очень мобильно реагировать на запросы времени.

В.К.: А не получится так, что еще придется реестр первоклассников формировать, чтобы попасть в школу?

И.М.: Ну, я думаю, в любом случае такого реестра быть не может, потому что ступень начального образования является обязательной в отличие от ступени дошкольного образования. Закон «Об образовании» говорит о том, что дошкольное образование не является обязательным, поскольку реализуются неаккредитованные программы. По итогам получения образования по программе дошкольной не выдается документа установленного образца, соответственно, это не может быть препятствием для получения ребенком другого уровня образования, то есть начального образования. А вот отсутствие начального образования – это достаточно серьезно, поэтому здесь обязательно будут предприняты все меры, для того чтобы все дети, которые достигли возраста получения начального общего образования, пошли в школу.

В.К.: То есть, видимо, сейчас уже эта работа началась?

И.М.: Да, конечно. И все вот эти вот планы по строительству внесены именно вот с этими демографическими вопросами.

В.К.: А вот в Сургутском районе наоборот педагогов достаточно, их даже больше, чем необходимо. В детских садах, у них есть услуга, когда педагог может приходить к ребенку на дом. У нас такое, наверное, невозможно?

И.М.: У нас такой услуги нет пока, мы открыли во всех образовательных учреждениях по постановлению правительства ХМАО консультационные центры. До осени у нас в шести только учреждениях были консультационные пункты, куда родители могли обратиться как сами для получения каких-то ответов на вопросы в части образования, воспитания, развития детей дошкольного возраста, так и, собственно, для того, чтобы получить какую-то коррекционную помощь для своего ребенка, будь то психолог либо учитель-логопед, либо два этих педагога вместе. Сейчас у нас в каждом учреждении созданы консультационные центры, в которых и воспитатели, и другие педагогические работники обязаны оказывать консультативные услуги тем родителям, дети которых не имеют на сегодняшний момент возможности посещать дошкольные учреждения.

В.К.: Психологическая помощь – это хорошо, конечно. Особенно тем родителям, которые все-таки выступают за то, чтобы ценз оседлости учитывался и в этом отношении. Ваше мнение хотелось бы тоже услышать по этому поводу. Необходимо ли рассматривать кандидатуры детей, семей в зависимости от того, насколько давно они в наш город приехали?

И.М.: Ну, вот я всегда говорю, понимаете, что ребенку абсолютно все равно, кем работает его родитель, какую должность он занимает, когда он приехал в город – сегодня или вчера. Мы же решаем вопрос не родителя, мы решаем вопрос ребенка о получении им образования определенного уровня. Поэтому в этой части моя точка зрения такова, что это не зависит от того, когда он приехал сюда – вчера или позавчера. Другое дело, что он должен проживать на территории Сургута и, соответственно, должен быть временно или постоянно зарегистрирован на территории города.

В.К.: Бывают какие-то индивидуальные случаи, когда рассматривается вопрос в индивидуальном порядке, допустим, если ты какой-то сотрудник, но не педагог… Врачи же у вас тоже учитываются? Медики должны писать заявление и обращаться с ним…

И.М.: Если это медицинский работник, который обслуживает дошкольное образовательное учреждение, то схема такова: как правило, главный врач поликлиники информирует о том, что в таком-то учреждении приступила к работе в качестве главной медсестры или процедурной, либо медицинской сестры такая-то; она имеет ребенка такого-то возраста. Мы уточняем у руководителя образовательного учреждения, есть ли у него дети временно отсутствующие и в детском саду именно по такому возрасту. Если вся ситуации складывается, то, соответственно, ребенок оформляется в дошкольное учреждение.

В.К.: А если мама просто замечательный хирург, и она не может выйти на работу?

И.М.: эти вопросы могут решиться только при условии, если очередь ребенка подошла. Если очередь ребенка не подошла, то никаких других оснований направить ребенка в дошкольное учреждение нет.

В.К.: То есть все должны быть равны в этом плане, все должно быть прозрачно. У нас создана родительская группа в городе, которая отслеживает очередь. Она по-прежнему активна?

И.М.: Нет. Дело в том, что родительская группа была создана в 2010 году, и очень длительное время мы вели с ними совместную работу. Как раз по их инициативе мы, в общем-то, реестр нуждающихся в услугах дошкольного образования стали вести не по возрастным категориям, а по дате подачи заявления. На сегодняшний момент нужно сказать, что в реестре нуждающихся мы удовлетворили всех детей и родителей, которые заявили о своей потребности до 27 июля 2010 года. Вот по эту дату кто подавал заявления, в общем-то, в этом году будут обеспечены местами в дошкольном учреждении.

В.К.: Это необходимая работа – сотрудничество с родителями, или они мешают вам работать?

И.М.: Нет, они нам абсолютно не мешают работать. Если это дельные предложения, если они осуществимы, если они вносят позитив, то мы всегда готовы на контакт, общаться и находить какой-то компромиссное решение.

В.К.: То есть посмотреть, как формируется очередь, они тоже право имеют?

И.М.: В принципе это каждый родитель сейчас может увидеть. Можно зайти на главную страницу администрации города, там в правой стороне есть ярлычок «Очередь в детские сады», нужно нажать его и посмотреть весь реестр, посмотреть индивидуальный код своего ребенка. Если вдруг возникли какие-то вопросы или сомнения, можно обратиться на ул. Дзержинского, 4/1, к специалистам управления либо в письменном виде написать свое заявление. После того как мы ситуацию изучим, мы очень подробно родителю ответим, развеем его сомнения по тому или иному вопросу.

В.К.: Этим вы, наверное, в основном и занимаетесь.

И.М.: В основном да.  

В.К.: Время наше подошло к концу, спасибо, что ответили на вопросы. Я надеюсь, что мы смогли помочь и тем, кто задавал свои вопросы, и тем, у кого были какие-то сомнения. В крайнем случае, можно к вам на личную беседу попасть.

И.М.: Можно, по вторникам (каждый вторник) с трех до пяти часов на ул. Мира, 7/3. Я готова принять всех, у кого есть какие-то вопросы, на которые я могу ответить.

В.К.: Спасибо.


Вера Куликова (СИА-ПРЕСС)

Ещё новости о событии:

В.К.: Здравствуйте, мы начинаем очередную онлайн-конференцию на сайте siapress.ru.
08:36 06.10.2013 WebSurgut.ru - Сургут
Рейтинга детских садов в Сургуте нет. Есть очередь. - ИА СИА-Пресс
В.К.: Здравствуйте, мы начинаем очередную онлайн-конференцию на сайте siapress.ru.
20:50 05.10.2013 ИА СИА-Пресс - Сургут
 
По теме
Югорчанка обвиняется в мошенничестве, совершенном в крупном размере Виктория Терина Жительница Югорска предстанет перед судом за кражу бюджетных денег Фото: Татьяна Коркина Перед судом предстанет жительница Югорска,
Двое жителей Нижневартовска стали фигурантами уголовных дел о подделке документов Виктория Терина В Нижневартовске у двоих водителей обнаружили поддельные права и завели на них уголовные дела Фото:
21.03.2024 постановлен приговор по уголовному делу в отношении жителя г. Советский за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст.
Мужчина находился на грани жизни и смерти, но медики смогли оказать ему необходимую помощь Виктория Терина Фото: Сургутская скорая помощь Медики скорой помощи Сургута спасли мужчину с инфарктом.
Военнослужащие и сотрудники Управления Росгвардии по ХМАО – Югре совместно с коллегами из регионального УМВД России обеспечили безопасность проведения XXII Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня»,
Подростку из Нижневартовска грозит до 5 лет лишения свободы за ложное сообщение об акте терроризма Виктория Терина В Нижневартовске 16-летний подросток пойдет под суд за ложное сообщение о взрывчатке в школе Фото:
 28 февраля 2024 года Нижневартовским городским судом рассмотрена жалоба гражданина И. на постановление мирового судьи, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения,
В Радужном случайная знакомая украла деньги с карты и обчистила квартиру у местной жительницы Виктория Терина В Радужном случайная знакомая украла деньги с карты и обчистила квартиру у местной жительницы Фото:
Жители Мегиона наказаны за демонстрацию запрещенной на территории России символики Виктория Терина В Мегионе двоих мужчин оштрафовали за демонстрацию запрещенной символики Фото:
В Сургуте завели уголовные дела против двух 17-летних подростков из-за покушения на сбыт наркотиков в крупном размере Виктория Терина В Сургуте завели уголовные дела против двух 17-летних подростков из-за покушения на
В Югре с 27 по 28 марта ожидается неблагоприятная погода Виктория Терина В Югре с 27 по 28 марта ожидается неблагоприятная погода Фото: Юлия Кучеренко В Югре с 27 по 28 марта ожидается неблагоприятная погода.
   По данным Ханты-Мансийского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ночью 28 марта 2024 года местами по южным районам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Нефтеюганский МР, Кондинский МР,
Накануне госавтоиспекторы Нижневартовска на одной из улиц города был остановлен автомобиль «Ниссан» под управлением 39-летнего местного жителя.
Накануне госавтоиспекторы Нижневартовска на одной из улиц города был остановлен автомобиль «Ниссан» под управлением 39-летнего местного жителя.
«Готова возместить ущерб»: Суд в Сургуте смягчил наказание женщине за незаконное предпринимательство в образовании Сургутский городской суд смягчил наказание для директора колледжа, который работал без лицензии.
В ходе заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности обсудили готовность Ханты-Мансийска к прохождению весенне-летнего половодья, организацию уборки и вывоза снега,
 Приговором Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 января 2024 года гражданин Ц. признан виновным и осужден за покушение на кражу,
В ходе профилактических рейдов сотрудники ОМВД России по г. Нефтеюганску проверили 51 объект строительства, торговли, общественного питания, производственно-складских помещений.
В Радужном суд продлил меру пресечения обвиняемому в убийстве предпринимателя Виктория Терина Обвиняемого в жестокой расправе над предпринимателем в Радужном оставили под стражей до 22 апреля Фото:
Орден Мужества «Крестик» югорчанин получил за освобождение Авдеевки Виктория Терина Фото: телеграм-канал администрации Урая Штурмовик из Югры получил третий орден Мужества.
В дежурную часть ОМВД России по г. Когалыму с заявлением о мошенничестве обратился 46-летний житель Башкортостана, работающий на одном из предприятий города вахтовым методом.
Преступники пытаются привлечь детей и подростков к участию в терактах через мессенджеры и социальные сети.
При задержании в автомобиле нашли шесть вакуумных пакетов с синтетическим наркотиком Виктория Терина Фото: пресс-служба УМВД России по ХМАО-Югре В Югорске полицейские задержали наркокурьера с крупной партией наркотиков.
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Спектакль далёк от хрестоматии - Газета Варта Автор: Ирина Черепанова Нижневартовский драматический театр. Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину.
Газета Варта
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ