Юлия Рябцева: «Музыканты не уходят на пенсию»

Завтра, 16 декабря, в Сургутской филармонии состоится концерт камерного оркестра русских народных инструментов «Былина». Уже 28 лет коллектив радует сургутян своими выступлениями, и вот очередной подарок. В программе (уже второй в творческом сезоне) «Мы желаем счастья вам» прозвучат песни из советских кинофильмов и произведения известных советских композиторов. В преддверии концерта художественный руководитель и дирижер «Былины» Юлия Рябцева рассказала корреспонденту СИА-ПРЕСС о том, каково такой хрупкой девушке руководитель оркестром (хоть и небольшим. - Прим. ред.) и как им живется в новом здании филармонии. 

- Давайте начнем сначала. Когда и как появилась «Былина»?
-
Началось все более 20 лет назад. Студенты музыкального коллежа, желающие музицировать (сейчас это Сургутский музыкальный колледж. - Прим. ред.), организовали кружок. Несмотря на то что им было по 16-17 лет, у каждого был достаточно высокий уровень исполнения, и вскоре в коллектив пришли также и преподаватели колледжа. Инициатором создания и первым руководителем камерного оркестра народных инструментов был баянист и композитор Владимир Меркушин . Я попала в этот оркестр, когда в качестве дирижера работал Анатолий Шипитько . Коллектив был уже сформирован на высоком профессиональном уровне, но наблюдалась текучка кадров, которая была связана со студентами. То есть основной костяк составляли преподаватели, а студенты менялись в связи с выпуском. Потом Анатолий Шипитько уехал, а на его должность пришел Леонид Куракин , далее Игорь Шандурский , а затем Евгений Сигута . Но, к сожалению, в связи с не совсем хорошими событиями в апреле позапрошлого года мне пришлось взять на себя руководство коллектива, в котором более 20 музыкантов.

- А как вы вообще пришли в музыку?
-
Скорее всего, меня привели в музыку (смеется). Мне было шесть лет, когда мы с мамой пришли в музыкальную школу в Волгограде, и она отдала меня на домру. Я, правда, хотела быть флейтисткой, но мы опоздали на прием в другие отделения. Для меня это было незнакомо и, к сожалению, очень болезненно, потому что игра на домре связана с мозолями – надо сильно сжимать струны. В общем, у этого инструмента своя специфика. Но в Волгограде я училась только первый класс, а затем родители переехали в Сургут.

- А в «Былине» как оказались?
- Я в оркестре с 14 лет. Была исполнителем в оркестре на четырехструнной домре, на домре-альт и даже на жалейках играла. Пожив в Нефтеюганске с мужем, я все равно в итоге переехала в Сургут и вернулась в «Былину» по приглашению Игоря Шандурского.

- То есть состав оркестра постоянно меняется?
-
Сейчас уже нет. Надо отдать должное Шандурскому. Когда он пришел в качестве художественного руководителя и дирижера коллектива, то поставил себе цель: перестать брать на работу студентов, чтобы оркестр имел постоянный состав. И когда организовалась Сургутская филармония, он ее достиг. Конечно, мы до сих пор набираем музыкантов и всегда рады новым лицам.

  - Главное только, чтобы не студентом был?
-
Мы не сможем делать программы, если знаем, что человек будет отсутствовать, уезжая на сессию. Да и в связи с сегодняшними условиями труда это должен быть уже сформировавшийся музыкант. Ему надо пройти консерваторию, так как филармония подразумевает работу музыканта только с высшим образованием. А выпускник лет 19 -20 это все-таки еще ребенок. У нас играют музыканты от 26 до 45 лет. В среднем же большинству участников коллектива 30 с хвостиком.

- Каким образом и кто подбирает репертуар «Былины»?
-
Основной посыл идет от нашей публики. Проводя какие-то концерты, мы отслеживаем реакцию зрителей. Затем это учитываем в дальнейшем и подбираем репертуар. Естественно, есть какие-то и образовательные моменты, потому что мы не можем играть «Мурку», только потому, что публика ее хорошо воспринимает. Наша музыка настраивает людей на высокое искусство. Конечно, мы играем не только классику, но и ретро 60-70-х  годов. А вообще, если касаться работы над каждым концертом, то я сама подбираю материал. Солисты, которые хотели бы что-то поиграть, предоставляют мне ноты заранее, и я делаю инструментовки. Иногда мне приходится обращаться за помощью к композиторам, и мы сообща делаем репертуар.

- Звучанием какого инструмента вам бы хотелось дополнить оркестр?
-
Ой, мечты (задумчиво). Хочется сделать оркестр самобытным. У нас привыкли воспринимать русский народный оркестр, как бабушек, весело и задорно поющих частушки под балалайку. Это, конечно, тоже имеет место быть, но хотелось бы, конечно, чтобы оркестр немножко отошел от этого состояния. Поэтому мы будем пробовать вводить в новые программы необычнее инструменты. Может быть, банджо появится. От гобоя я бы тоже не отказалась.

- А что пока мешает этому?
- Во-первых, все упирается в штатное расписание и нехватку ставок. Во-вторых, нет практики совместной работы именно с исполнителем на банджо. В каких-то коллективах по России бывают подобные вкрапления, но чтобы целый концерт с этим инструментом – нет. Так что просто будем надеяться, что у нас все это получится. Мы хотим подготовить программу на темы местных народностей Крайнего Севера. Может быть, будут даже какие-то их национальные инструменты.

- Есть ли у вас профессиональные хитрости, используя которые вы в любой момент можете «собрать» коллектив и настроить его на рабочий лад?
-
Ну, какие хитрости (задумчиво)? Завтра концерт, сегодня собираемся (смеется). Музыканты работают в напряженном темпе, у нас много концертов, филармонических уроков, большинство из нас еще и преподают. Но мы делаем одно дело, поэтому особых хитростей на надо – каждый знает, что надо работать. Да это и не совсем работа для нас. Скорее – жизнь. Музыканты на пенсию не уходят.

- Выезжал ли оркестр на конкурсы или фестивали за пределы Югры?
-
Раньше было такое. Сейчас у нас, к сожалению, таких выступлений нет. Хотя очень бы хотелось. И мы просим нашу администрацию, чтобы на нас обратили внимание в этом плане, потому что вариться в собственном соку не интересно. Конкуренции в Сургуте у нас нет, да и вообще оркестра, подобного нашему, в Югре тоже не найдешь.

- Какие перемены произошли в коллективе с вашим приходом и с открытием нового здания Сургутской филармонии?
-
Что касается первой части вопроса, то это надо, конечно, спросить у музыкантов. Не знаю, связано ли это с моим приходом или просто так сложилась ситуация, но у нас стало намного больше концертов. А переход в новое здание диктует новую программу. Мы раньше могли повторить и сыграть что-то не совсем новое. В общем, исходили из того, что есть. А сейчас мы плотно сотрудничаем с разными композиторами, которые нам пишут музыку. Новое здание – новые площадки и другие ощущения. Это хорошо и не очень. На сегодняшний день у нас репетиции и концерты проходят на одной площадке и ощущение новизны несколько теряется. Раньше, когда выезжали на сцену театра СурГУ, было чувство радости, что мы на большой сцене. Это чувство давало нам определенный адреналин. Сейчас это ощущение потеряно. Но зато мы выходим на сцену филармонии, как к себе домой. Для солистов это очень хорошо.

-Случались ли какие-нибудь чрезвычайные ситуации или курьезные случаи на концертах?
-
Порванные струны, но этого уже никто не замечает. Обычно это нормальная ситуация. Вот только лишь бы струны не рвались у контрабаса, потому что контрабасист у нас один. Бывает, что вступят не туда. Было такое на филармоническом уроке. Мы резко поменяли пьесу, а контрабасист это прослушал. И он, как ни в чем не бывало, начал играть, как предполагалось в пьесе - с очень громкого звука во вступлении. Хотя пьеса, которую мы играли в данный момент, предполагала, наоборот, тихое вступление. Потом он сполз за контрабас и спрятался, боялся показываться (смеется). Бывает, что вокалисты могут слова спутать. У нас много детских постановок - сказок, на них чаще всего курьезы и бывают. Конечно, на афишных концертах мы пытаемся просчитать все до мелочей, потому что это все-таки большая ответственность.

- Есть ли произведения, которые оркестр «Былина» очень хотел бы сыграть, но пока в силу каких-либо причин это невозможно?
-
Мы можем все. Но не хватает мощи, и мы не имеем права брать какие-то произведения, потому что это не прозвучит. Есть оркестры русских народных инструментов, но они академические, играют любую классику симфонического оркестр, и это звучит. В таких оркестрах не менее 70 человек. Мы же являемся камерным оркестром, и, наверное, у нас не хватает каких-то красок. Как я уже говорила – гобоя. Без него никуда. Поэтому наши баянисты настолько научились приспосабливать партии, что и за трубы сыграть могут, и за гобой. Хотелось бы поднять какие-то монументальные вещи классического плана, но мы не беремся, потому что изначально знаем, что это будет провально.

- В филармонии два коллектива народных инструментов – «Былина» и «Ларец»...
-
Практически три. У «Былины» есть еще второй состав – малый. В нем семь человек. Этот состав работает в основном на каких-то сопровождениях, но есть и свои собственные концерты. У малой «Былины» больше современной музыки. Есть джазовая программа, которую в свое время готовил Евгений Сигута.

- Вы считаете «Ларец» вашим конкурентом?
-
Такой цели не ставим, и конкурировать не приходится. Мы не считаем, что можем соперничать с ними, потому что у нас задачи совершенно разные. Может быть, какое-то сравнение и идет у обывателей, но каждый занимает свою нишу. У них своя специфика и своя публика, а у нас - своя.

- А о совместном концерте с ними не задумывались?
-
Нет.

- Многие обычно не только играют, но и преподают. Что нравится больше?
-
Я не преподаватель изначально. Я проработала в музыкальной школе три года и поняла, что это не мое. Нельзя быть педагогом, нужно быть учителем.

- Тогда сформулирую вопрос по-другому. Вам нравится больше дирижировать или играть?
-
Во всем есть свои прелести. У нас дирижер и художественный руководитель в одном лице. Помимо того, что приходится дирижировать, еще есть много других функций. Например, написать партии. Это обыкновенная рутинная работа. То, что мне было на домрах спокойнее, это однозначно. Но для меня это большой опыт. Если раньше нетерпимость к каким-то абсурдным ситуациям была полная, то сейчас я пытаюсь если не принять, то хотя бы не замечать каких-то моментов. Тяжело, но результаты есть.

- Хотели бы записать свой диск?
-
Пока вы не сказали, не задумывалась (улыбается). Не было возможности. Знаете, я стараюсь, когда мне что-то предлагают, особенно в последнее время  (раньше всегда срабатывало ощущение лени), ни от чего не отказываться. Я всегда говорю либо «подумаю», либо «давайте делать». Если ты не успеваешь что-то сделать, то это сделает кто-нибудь другой, причем из своего же коллектива. Так что противовес идет постоянный, поэтому всегда нужно стремиться к лучшему.

Единственная запись, которая была у «Былины», это виниловая пластинка, выпущенная в 1991 году. Записывали ее в Москве в студии звукозаписи «Мелодия», но тираж был небольшой. Это был совершенно народный репертуар. На данный момент у нашего оркестра появилось очень много произведений современного плана, в современных обработках. Народного у нас стало меньше. Мы стараемся играть все-таки популярную музыку.

- Какие программы от вас ожидать в ближайшее время?
- На следующие полгода впервые запланирована программа для взрослых по мотивам «Декамерона» и по мотивам запрещенного Пушкина . Приезжает Сергей Белов , народный артист России из Екатеринбурга. Это не первый наш совместный концерт. Ранее мы ставили с ним «Василия Теркина» и «Есенина». Белов - потрясающий человек. Он сам по себе очень интересный, самобытный и с бешеной харизмой.

Из поэтических программ у нас намечается проект с народной артисткой России Эллой Крименко . Она тоже из Екатеринбурга. Это будет по повести Пушкина «Метель» на музыку Георгия Свиридова . Задумано потрясающее переложение для народного оркестра. Люди привыкли воспринимать музыку из «Метели» в симфонической трактовке. В нашем оркестре это прозвучит, мне кажется, даже интереснее. Со всем уважением к симфоническому оркестру.

- На ваш взгляд, достаточно ли внимания в России уделяют народной музыке?
-
Нет. Сейчас происходит даже отток от игры на народных инструментах. Дети не хотят идти в музыкальную школу именно на народные инструменты - ни на домру, ни на балалайку, ни на баян. Буквально сегодня мы рассуждали на тему, почему музыка народов Севера не популярна и не интересна. Наверное, потому что есть определенные периоды, когда обществу что-то интересно, а что-то нет. Лет пять назад группу ABBA не вспоминали. Она была национальным символом Швейцарии и все. А сейчас и фильмы поставили, и музыку всю вспомнили, и все это переиграли. Какое-то волнообразное развитие. Может быть, сейчас и есть определенный спад в плане игры на народных инструментах. Надеюсь, что пройдет какое-то время и интерес к ним опять проявится, потому что народные инструменты – это наши корни, забывать об этом нельзя. 

Юлия Рябцева родилась в Волгограде в 1976 году. В Сургут приехала в 1984 году. Здесь училась в Сургутской музыкальной школе № 2, потом ее перевели в школу при музыкальном училище к преподавателю Людмиле Косько. Окончив школу в 1991 году, она поступила в музыкальное училище. После этого, в 1995 году, продолжила обучение в Уральской государственной консерватории по классу домры. В 2001 году закончила ее. 

Первый концерт «Былины» в этом юбилейном для Сургутской филармонии сезоне назывался незамысловато «Вечер народной музыки». Дирижировал камерным оркестром русских народных инструментов «Былина» лауреат международных конкурсов Артем Белов (Москва), а пела лауреат международных конкурсов Ирина Крутова (Москва). Мероприятие прошло в рамках программы «Сезоны «Нового передвижничества» в Сургуте. 


Анна Рекке
 
По теме
Средства депутатского фонда Алексея Савинцева во втором квартале 2024 года направлены Государственному архиву Югры для модернизации читального зала, приобретения экспозиционно-выставочного оборудования.
Друзья! В Сургутском художественном музее продолжает работу археовыставка «Предшественники», на которой представлены ювелирные украшения I–XVI вв.
Критический осмотр миловидной собеседницы самого что ни на есть интеллигентного вида заставил выдать первую реплику: – Знаете, а вы ничуть не похожи на Ивана Савельевича… – Простите?
Выставка-форум самых красивых арт-выставок по 40 направлениям искусств: живопись, ювелирное и эмальерное искусство, народно-художественные промыслы и подарочные фонды, интерьеры и антиквариат,
Госинспекция труда рассказала о причинах несчастных случаев на производстве в Югре - РИЦ Югра Автор: служба информации РИЦ «Югра» Автор фото: Центр социальных медиа Югры О производственном травматизме и мерах профилактики рассказал на пресс-конференции в РИЦ «Югра» заместитель руководителя Государственной инсп
РИЦ Югра
Югорчанин украл игровую приставку из магазина, чтобы заложить ее в ломбард - СургутИнформТВ Фото: скриншот видео тг-канал полиции Югры, https://t.me/police_ugra/3100 В Нефтеюганске сотрудники полиции поймали похитителя игровой приставки, которая пропала прямо из торгового зала магазина.
СургутИнформТВ
Ирина Григорьевна Легойда - Окружная больница В Нижневартовской окружной клинической больнице проводили на заслуженный отдых медицинскую сестру хирургического отделения № 2 Ирину Григорьевну Легойда.
Окружная больница
Сквозной проход через кабинет неотложной медицинской помощи закрыт. Отныне в фильтр – бокс могут зайти только пациенты с первичными признаками ОРВИ и гриппа.
Городская детская поликлиника
Дружба начинается с традиций - Газета Знамя Русская гармонь объединяет все нации в ритме дружественного танца В детском саду «Умка» на стене памяти «Знай наших!» педагоги разместили фотографии героев разных поколений.
Газета Знамя