В середине 60-х одновременно с нефтяниками в Сургут прибыли строители. Первым был уполномоченный Министерства газовой промышленности, старый коммунист, заслуженный строитель РСФСР Алексей Сергеевич Барсуков.
С открытием Усть-Балыкского месторождения остро встал вопрос о транспортировке нефти. Было принято решение приступать к строительству нефтепровода Усть-Балык — Омск. За дело взялись строители Министерства газовой промышленности СССР. Они обязались сдать его на 12 месяцев раньше срока — к 50-летию Октября. Райком партии уделял большое внимание организации социалистического соревнования на стройке.
Нитка нефтепровода должна была протянуться на тысячу километров через дебри тайги, болота, озера. Строители работали в любую погоду: летом, когда кружили полчища комаров, зимой в 40-градусные морозы... Стужу не выдерживала сталь, трубы лопались. «Дзинь» — и будто бритвой кто провел: труба раскалывалась. А люди держались стойко, упорно продвигаясь вперед, проявляли истинный трудовой героизм.
Обком партии учредил награду за досрочное выполнение работ — переходящий вымпел. На трассе хорошо трудились изолировщики и строители треста «Омскнефтепроводстрой». Безвыездно с ними жили главный инженер СМУ-7 Леонид Ильич Малахов и начальник участка Анатолий Сергеевич Осеев . Отличились и коллективы ордена Ленина треста «Нефтепроводмонтаж» под управлением Героя Социалистического Труда Николая Алексеевича Воробьева , землеройщики трестов «Союзпроводмеханизация», «Сургутспецгазстрой», «Сургутгазстрой», «Юганскнефтестрой». Не раз вручали им за отличный труд переходящий вымпел.
Строители обосновались в небольших поселках вдоль трассы. Стояли улицей вагончики, колыхались цветастые занавески на окнах — здесь жили. На других висели вывески: «Столовая», «Прачечная», «Клуб», «Баня», «Медпункт». На Новый год в каждом городке наряжали разлапистую лесную елку. На нее вешали электрические лампочки, и накануне праздника они загорались веселыми огоньками. Если в это время приходилось пролетать над трассой, то чувствовалось ее живое дыхание.
Разное случалось в поселках. Однажды прилетел первый секретарь Тюменского обкома Борис Евдокимович Щербина . В сопровождении сургутского районного руководства походил по трассе, поговорил с рабочими. Потом направился в столовую. Заглянул в меню, а там и пельмени с медвежатиной, и жаркое из медвежатины. Откуда такие деликатесы? Оказалось, что в 200 метрах от трассы строители обнаружили берлогу. Видимо, шум потревожил лесных хозяев. Опытный охотник Чипиго , взяв двух молодых рабочих и сани, отправился к берлоге. Не успели они подкатить, как в проеме показался медведь. Чипиго сразу же выстрелил. Не прошло и минуты, как хозяин леса снова выглянул. Чипиго снова прицелился и выстрелил, подумав, что теперь уж наверняка попал. Ан нет! Только подошли вытаскивать добычу, раздался рев. «Мазила же я! » — подумал Чипиго и для верности передал ружье парням. Прозвучал еще один выстрел, и в берлоге, наконец, все стихло. Когда полезли вытаскивать зверя, удивлению не было предела: в берлоге лежали три медведя. Две недели потом строители ели в своей столовой бесплатное мясо.
Зима 1967 года прошла для строителей в упорном труде. Лишь только начал подтаивать снежок, и в воздухе запахло весной, головной участок трассы от нулевого до 124-го километра был закончен. Теперь работы в нашем районе прекращались, переходя на территорию Уватского района.
Людмила Захарова