Валерий Гергиев: «Отстоять вместе со всеми, не солируя, изволь»

13 февраля маэстро Валерий Гергиев встретился с журналистами и деятелями культуры округа в рамках проекта «Год Мариинского театра в Югре». Перед беседой Гергиев дал часовой камерный концерт солистов оркестра в органном зале Концертно-театрального центра «Югра-Классик».

– Я очень рад снова оказаться на гостеприимной югорской земле. Без сомнения, это встреча старинных и добрых друзей, – начал беседу ВалерийГергиев. – Еще с первого приезда появилось ощущение важности нашего общего дела.

Этот визит уже восьмой для художественного руководителя Мариинского театра и, как признается сам дирижер, не последний.

– Мариинский театр дает более пятисот спектаклей только в Санкт-Петербурге, и я считаю большим успехом показать хоть несколько из них в Ханты-Мансийске. Хотя всегда можно сослаться на нехватку средств или морозы, но ради ощущения цельности, важности того, что мы делаем, стоит работать в полную силу. Тем более что есть и силы, и желание.

– Вы только что подписали некое соглашение с губернатором Натальей Комаровой. О чем оно?

– Это документальное подтверждение нашего дальнейшего сотрудничества. Нам интересны возможности этого комплекса (КТЦ «Югра-Классик» - прим. авт.), здесь очень хорошая акустика. Но все-таки основной зал здесь – это театральный, поэтому хотелось бы привезти сюда и оперные, и балетные спектакли.

Для меня до сих пор загадка, почему в такой музыкальной сверхдержаве как Россия катастрофически мало хороших концертных залов. Не можем мы жить только на два театра – Большой и Мариинку. И иметь такой центр – большая удача для города, в котором живет 80 тысяч человек. Не каждый мегаполис может себе это позволить. Взять хотя бы Новосибирск - был бы там плохой или старый концертный зал, так нет, там его просто не существует. А концертный зал – это гордость любого региона. Сотрудничество нашего театра и вашего региона расширит и наши и ваши возможности.

– Какие бы спектакли вы привезли на югорскую землю?

– Это зависит от наших и ваших технических возможностей. За последние двадцать лет на моих глазах создалось более двухсот спектаклей. Может быть, не стоит рассчитывать на сто спектаклей в Ханты-Мансийске, но было бы замечательным донести хотя бы десяток без потери формы. Ведь переезд сюда стоит определенных затрат и сил и времени, тем более если везти декорации. А свет! Есть даже специальный термин – световая партитура, она предполагает до тысячи смен света. Но, конечно, желание есть и поэтому мы будем привозить полноценные спектакли в столицу Югры.

– Как вы относитесь к современному прочтению классики? Допустите ли вы, например, ролики на сцене?

– У нас были такие постановки. Знаете, мы так много работаем, что если это зараза, мы ее не подхватим. Нас не трясет в священном трепете перед заезжими режиссерами, нет таких мастеров, которые были бы известнее, чем наши. С другой стороны, режиссер должен понимать, что мы живем в непростое время, и постоянно повторять то, что было 50 лет назад... на это мы тоже не пойдем

– В программе концерта симфонического оркестра, прошедшего вчера, прозвучали крайне сложные для восприятия произведения – классическая симфония №1 Сергея Прокофьева и восьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Почему выбор пал именно на них?

– Знаете, на восьмом году таких отношений мы стараемся уйти от желания играть только известные на весь мир произведения. Мы можем их играть, но это не нужно. Слушая сложные симфонии, люди развиваются, прослеживают эволюцию русской музыки.

– В рамках «Года Мариинского театра в Югре» реализуются и образовательные проекты. Есть ли уже что-то подобное в вашей практике?

– Мы уже пять лет сотрудничаем с Самарой и проводим фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». В свое время я успел пообщаться с этим великим человеком и знаю, что он очень любил этот город, поэтому мы вместе с его вдовой Галиной Павловной Вишневской решили посвятить этот фестиваль памяти Мстислава Леопольдовича.

А насчет образовательного момента... (задумывается) Прослушать симфонию - это ведь тоже образование. Я сам отстоял на хорах Ленинградской филармонии около тысячи – тысячи! – часов. Когда ты сравниваешь, почему один хор исполняет произведение по-одному, а второй по-другому, ты думаешь, размышляешь, что-то для себя выводишь.

Мы можем организовать процесс так, чтобы артисты Мариинского театра выступали в роли наставников, учителей. Ведь многие из них еще очень молоды, почти все в труппе до 30 уже настоящие, яркие звезды. И мы сделаем все возможное, чтобы вы их услышали.

– Поговорим о политике. Вы – доверенное лицо кандидата в президенты Владимира Путина. Вас попросили или это гражданская позиция?

– Это полностью моя позиция. Я считаю, что он лучше готов для этого поста. Я вообще с большим волнением наблюдаю за тем, что происходит в мире, и Россия не может себе позволить выбрать неподготовленного человека. Нужен сильный лидер, который, зная заранее отрицательную реакцию на свои слова, будет прямо говорить иногда неудобную правду.

– Скажите, как привлекать в театры артистов, ведь мало кто хочет выступать за минимальную заработную плату в каком-нибудь небольшом городе.

– Я считаю, что нужно не переманивать, а взращивать артистов у себя. В мой первый приезд сюда у меня была встреча, на которой весь зал был заполнен детьми (ученики Центра искусств – прим. авт.), я был удивлен и обрадован, тогда я понял, что у нас все получится. Так вот, эти дети – ваши артисты. Работайте с ними. Путь к успеху в ваших ресурсах. Даже мои солисты – признанные звезды – поют в хоре. Все проходят через это, будь ты трижды звезда, а отстоять вместе со всеми, не солируя, изволь.

Пожелав на прощание успехов и здоровья, Маэстро ушел готовиться к вечернему гала-концерту, который завершал его визит в Ханты-Мансийск. Но на самом деле это только начало. «Год Мариинского театра в Югре» лишь стартовал, и в течение всего года в столице Югры будут проходить мастер-классы, спектакли и заседания клубов почитателей великой Мариинки.

Справка: Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года. Вырос в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). В детстве занимался всем: футболом, рисованием, математикой, литературой, настольным теннисом. Но после концерта Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича понял, что музыка – это то, чем он будет заниматься всю жизнь. Учился в Ленинградской консерватории в классе великого педагога Ильи Мусина и ещё будучи студентом, завоевал вторую премию на престижном международном конкурсе дирижёров Герберта фон Караяна в Берлине. Работал ассистентом главного дирижера в Ленинградском театре оперы и балета им. С. Кирова, затем был избран на пост главного дирижера и художественного руководителя. Это случилось в 1988 году. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский. В 2010 году Гергиев вошел в список 100 самых влиятельных людей планеты по версии нью-йоркского журнала «Тайм».

Кстати: 13 февраля в Концертно-театральном центре «Югра-Классик» состоялся гала-концерт солистов оперы и балета Мариинского театра. Югорчане смогли воочию увидеть отрывки из знаменитых оперных и балетных спектаклей: «Кармен», «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Дон Кихот». На трехчасовой концерт собрались не только жители Ханты-Мансийска, но и гости со всего округа. Сургутяне организованно приехали на трех автобусах.

Таисия Исхакова, фото автора

Ещё новости о событии:

gergiev20121 - ИА СИА-Пресс
13 февраля маэстро Валерий Гергиев встретился с журналистами и деятелями культуры округа в рамках проекта «Год Мариинского театра в Югре».
17:20 15.02.2012 ИА СИА-Пресс - Сургут
Год Мариинского театра в Югре открылся концертом симфонического оркестра, а вслед за тем на сцене концертно-театрального центра «Югра-Классик» выступи
12:51 14.02.2012 РИЦ Югра - Ханты-Мансийск
 
По теме
Выставка-форум самых красивых арт-выставок по 40 направлениям искусств: живопись, ювелирное и эмальерное искусство, народно-художественные промыслы и подарочные фонды, интерьеры и антиквариат,
Наивысшим проявлением непобедимости и дружбы народов стала Священная война против фашистских захватчиков, давая миру сотни тысяч примеров этой самой дружбы, когда беда одна на всех.
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Спектакль далёк от хрестоматии - Газета Варта Автор: Ирина Черепанова Нижневартовский драматический театр. Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину.
Газета Варта
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ