Визит таинственных монстриков

Гуляя по залу галереи современного искусства и обходя экспозицию раз, наверное, в четвертый, я вдруг подумала, что каждый из объектов по праву занял свое место. Было такое ощущение, что фэнтезийным экспонатам не просто предоставили место, а они сами решили, где будут красоваться перед публикой – настолько органично они вписались в пространство галереи! Объекты оказались любопытными не только с художественной точки зрения, но и интриговали принципами своей работы.

Каждый монстрик под воздействием механических сил изменял свое первоначальное состояние – он начинал жить, пусть и по заранее известному ему сценарию бытия. Если говорить проще, то каждый экспонат можно включить или завести.

Жук «Броненосец» продемонстрировал зрителям свои двигательные возможности: он уверенно перебирал своими цепкими лапками по поверхности, вместе с тем медленно приподнимая крылышки, будто готовясь взлететь. Но нет… Судьба у него другая – радовать людей на земле.

Недалеко от насекомого расположились и его «коллеги» из серии «Мимикроиды» – «Авианасекомое» и «Японострунная рыба». Разглядывать эти диковинки можно было бесчисленное количество минут, потому что каждую секунду взор находил в них множество замысловатых деталей.

«Корень дерева, покрытый воском, ручка от старого шкафа, часть перламутровой раковины, сломанный спиннинг, кусок старой дрели, мешалка для меда, старая сигаретная коробка» , – стоя напротив экспоната «Whaletree – Китовое дерево» перечислял Виктор Плотников. Нет, это не просто набор слов – это важные составляющие механоида, который автор создал под впечатлением от посещения блошиного рынка. Конструкция, кстати, приходит в действие от поворота рычага. По такому же принципу оживают «Иона и кит», «Черная Аннушка», «Райский сад» и единственная работа с использованием музыкального механизма – «Улисс», которая выдает известную мелодию – «К Элизе» Людвига ван Бетховена .

В экспозиции присутствовал даже один экспонат, работа которого осуществлялась за счет парового двигателя – «ПароЦельс».

В выставочном зале поселились и декорации к двум спектаклям – «Волшебная флейта» и «Кармен». Кстати, последнюю постановку Виктор Васильевич показывал в Сургуте несколько раз. В 20 минут театрального действия режиссер смог уместить трагическую историю цыганки Кармен. За время балета марионеток (так Плотников определил жанр своего спектакля) актер не произнес ни одного слова. Тут действовало другое: музыка, свет, куклы.

Работы мастера Николая Панафидина отличить от арт-объектов предыдущего автора довольно просто: они как бы более механические, роботизированные и оживают от нажатия кнопки с надписью «Нажать здесь».

Невероятно впечатлила работа «Световой инерциоид», в которой от одной лампочки импульс света поочередно перебегал в другие и обратно. На соседнем подиуме парил ангелочек, неподалеку с подносом суетился официант-робот... Даже стены были заняты – на них висели механизмы-трансформеры «Бабочки» и «Черный куб».

Куда ни глянь, везде красовались эти чудесные экспонаты. Тени, которые они отбрасывали из-за лучей специального освещения, были раза в три больше их самих – от этого в зале становилось еще волшебнее, таинственнее и сказочнее. Вот таким образом визит механических монстриков в Сургут познакомил жителей города с кинетическим искусством.

Справка: Со спектаклями «Кармен», «Балаганчик» и «Женские песни» Виктор Плотников участвовал в международных фестивалях и зарубежных гастролях: 1993 г. – Сан-Франциско (США); 1995 г. – Баден, Фрибург (Швейцария), Норбон (Франция); 1996 г. – Фрибург; 2000 г. – Нью-Йорк (США).

Кстати: Виктор Плотников побывал на онлайн-конференции в студии siapress.ru (расшифровка беседы доступна здесь ). В интервью мастер-кукольник рассказал о сотрудничестве с Вячеславом Полуниным (во всемирно известном «Снежном шоу» Виктор Васильевич выступил в роли сценографа), организации работы заграничных театров и о своем проекте в Челябинске – театре «Белый козел», который просуществовал около 20 лет и был закрыт в 2005 году.

Фото А.Мойсюка, А.Балабанова, А.Андронова.


Анна Рекке (СИА-ПРЕСС)

нравится (5) не нравится (0)

Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter

Правила поведения на льду - Междуреченский городской округ Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей, чаще всего среди погибших оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей, и рыбаки,
Междуреченский городской округ
Лаборатория Центра профессиональной патологии открыла свои двери - Центр профессиональной патологии Лаборатория Центра профессиональной патологии открыла свои двери Ученики 10 класса химико-биологического профиля школы №1 побывали на увлекательной экскурсии в клинико-диагностической лаборатории центра лабораторной диагностики.
Центр профессиональной патологии
Татьяне Вахрушевой – 95 лет! - Администрация г. Мегиона Сегодня 95 летний юбилей в кругу семьи отмечает ветеран Великой Отечественной войны, труженица тыла Тамара Игнатьевна Вахрушева.
Администрация г. Мегиона
РУБРИКА КВЦ РУССКОГО МУЗЕЯ - Музейно-выставочный центр    Сегодня в постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы расскажем о Борисе Михайловиче Кустодиеве (1878 – 1927) и его картине «Групповой портрет семьи Шварц»,
Музейно-выставочный центр
РУБРИКА "ФОКУС: ИСТОРИЯ В ЦЕНТРЕ" - Музейно-выставочный центр    Сегодня в нашей рубрике «Фокус: история в центре» на вопросы ответила когалымчанка  Ирина Анатольевна Шаповалова , которая живет в городе уже около 30 лет и с радостью готова ответить на интересующие нас вопросы.
Музейно-выставочный центр