В моей жизни «Таганка» сыграла, я считаю, ключевую роль. Так вышло, что в 1983 году я, свежеиспеченный инженер-конструктор, несколько месяцев жил и работал в Москве, на ВДНХ – и на «лишнего билетика!» сумел пересмотреть весь тогдашний репертуар «Таганки». Юрий Петрович в ту пору уже из СССР эмигрировал (вынужденно, конечно!), и театр существовал без режиссера – но любимовские спектакли еще шли. За исключением самых опальных – «Дома на Набережной» и «Мастера и Маргариты». И разумеется, были сняты спектакли, в которых некогда был занят Владимир Высоцкий , он умер в 80-м. Без Высоцкого их не играли.
Наверное, я с час или больше восстанавливал в памяти названия спектаклей, на которые я тогда попал. Программки, к сожалению, затерялись. О том, как я попадал на спектакли, можно написать остросюжетный рассказ. Конечно, в кассе ничего было купить нельзя – в Москве орудовала билетная «мафия», все театры были поделены между вузами, и в те дни, когда билеты выбрасывали в продажу, студенты-«мафиози» организовывали очередь таким образом, что до обычных смертных билеты не доходили. Я сам пару раз занимал очередь с вечера, но довольно быстро понял тщетность попыток – мафию было не обмануть. И поэтому я ловил «лишний билетик».
Чаще всего я, начиная с половины шестого, дежурил на станции метро «Таганская», причем не у входа, а прямо у поездов. И страждущих, подобных мне, внизу шарилось немало – десятки. Уж не знаю, то ли мне сильно везло, то ли желание посмотреть любимовские спектакли было велико, но я всякий раз прорывался внутрь. Правда, порой приходилось покупать по двойному тарифу или с нагрузкой (обычно в качестве нагрузки шел билет на просроченный спектакль), но на такие вещи я старался не обращать внимания, главное – попасть.Тем более, что цена билета в те годы была весьма невелика, и даже молодой инженер мог себе позволить свидание с Мельпоменой.
Сумел поглядеть я восемь «таганковских» спектаклей – и что удивительно, почти все они до сих пор стоят перед глазами. Перечислю:
« Добрый человек из Сезуана » с Зинаидой Славиной и Николаем Губенко ;
« Тартюф » со Славиной опять же;
«Десять дней, которые потрясли мир» с Золотухиным , Филатовым , Инной Ульяновой и собственно всей труппой театра;
«Три сестры» – с Аллой Демидовой и Мариной Полицеймако ;
«А зори здесь тихие» с Виталием Шаповаловым ;
«Надежды маленький оркестрик» (три одноактных пьесы Володина , Злотникова и Петрушевской ) с Сергеем Арцибашевым ;
«Пять рассказов Бабеля» с Семеном Фарадой .
Вот, к примеру, отлично помню начало спектакля «Три сестры» – когда справа от сцены отходила целая стена, обнажая вечернюю улицу – и оттуда доносились звуки оркестра, сначала тихие, а потом все громче, причем оркестр играл вживую. Оркестранты были одеты по стилю чеховской эпохи. И под трели духовиков на сцену выходили сестры, в том числе Демидова и Полицеймако, и на спинах у них были пришиты номера «1», «2», «3» – как у хоккеистов.
Или память доносит фрагмент из «Пяти рассказов Бабеля» – когда по зрительским рядам пускали шапку в надежде на пожертвования для актеров, занятых в спектакле. Как же это было в советские времена ново!
Помню, что действие спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» начиналось не на сцене и даже не в фойе – а перед входом в театр, на улице. Там стояли актеры, наряженные в красноармейцев, во главе с Золотухиным – и распевали частушки. И свой билет ты показывал не билетерше – а опять же «красноармейцу», что накалывал бумажку на штык своей винтовки.
Юрий Любимов умел в хорошем смысле встряхнуть публику, умел удивлять, шокировать, вовлекать в действо. И до сих пор те восемь «таганковских» спектаклей – это самое мощное, что я видел вообще в театре. И уже не надеюсь, увидеть что-то круче.
Вадим Демидов (СИА-ПРЕСС)
нравится (1) не нравится (0) Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст и нажмите CTRL+Enter