Когда время близилось к началу спектакля в фойе Сургутской филармонии вдруг поднялся какой-то непонятный шум - что-то существенно вторглось в обстановку так мило щебечущей публики. Сначала, как это всегда бывает, не понять что происходит. Но вдруг, откуда не возьмись, возникла фигура плотного бородатого человека с дубинкой. «Прям настоящий Карабас», - мелькнуло в мыслях (кстати, это он и был). Кукольник подгонял зрителей быстрее занять свои места. Через мгновенье он бегал уже по залу и рассаживал публику, что-то бормоча на непонятном языке. Всем весело, смешно, задорно. Хозяин кукольного театра вбежал на сцену. И тут понеслось…
Фото А. Богодист
На сцене висел занавес. Сначала зритель был в роли зрителя, который хлопал этому чудаку с театральными куклами. Затем, Карабас уходил за занавес, и публика только слышала, как там ему дарят овации. Таким образом, зритель теперь мог видеть только закулисную жизнь. Вскоре открылось и третье пространство – мир оживших кукол, где и произошла история трагической и безответной любви Арлекина (роль исполнил Антон Адасинский ) к Пьеретте ( Елена Яровая ).
Фото А. Богодист
Спектакль «Арлекин» появился в марте 2009 года. Как и другие работы группы DEREVO, он изменился в процессе работы, причем от оригинала осталась только малая часть.
Началось все с беззаботных ухаживаний главного героя к даме сердца. В этой сцене были интересны пластические трансформации Арлекина в самые обычные предметы: он превращался то в душ, то в полотенце и даже побывал в роли окна. После такой легкой и, наверное, даже воздушной сцены (не в плане исполнения, а по способу актерского существования), Пьеретта вдруг оказывается в огромном треснутом зеркале, блики которого озаряли все пространство, включая зрительный зал. Впоследствии оказалось, что таких неожиданных контрастных переходов будет еще много, и каждый раз они будут волновать зрителя, рождая массу вопросов в его голове.
Фото О. Арефьевой
Беззаботное время романтики закончилось, и Пьеретта стала в прямом смысле вытирать ноги об Арлекина. Цветы, которые он ей дарил, тут же превращались в веник, которым она подметала пол, скрипка трансформировалась в мухобойку, а корона - в утюг. Это было по истине жестоко. В итоге все попытки растопить сердце Снежной королевы дошли до крайности: герой протягивает ей свой сердце, вырванное из груди, дескать «это теперь твое, делай что хочешь». В глазах влюбленного надежда на счастье. Но Пьеретта с надменным взглядом просто начинает беспощадно есть его сердце, откусывая как будто бы яблоко (на самом деле это был болгарский перец).
Стоит отметить, что все было сделано в эстетических рамках (хотя многие любительские коллективы и современные театры пренебрегают этим принципом).
Вот тут то и начались невыносимые страдания Арлекина. Карабас выкидывает куклу - теперь романтик оказывается никому не нужным. Но вдруг появляется мед.сестра и реанимирует его. Область сердца зашита, но главного органа на месте нет. Где же оно? А оно появляется рядом с ним в образе заводной обезьянки в красном арлекиновском костюме. Теперь вместе с Сердцем бок о бок главный герой пускается в фантасмагорическое путешествие через круги актерского ада…
Фото А. Богодист
Авангардной пластике и художественному языку группы DEREVO есть место в физическом театре, театре комедии дель арте, буто танце, пластическом театре и театре пантомимы.
В тот вечер, 2 октября в рамках Международного фестиваля искусств «60 параллель», зритель увидел очень глубокий и неоднозначный материал. Спектакль строился целиком и полностью на символах и образах. Например, крест - символ веры и спасения героя (он кстати был частью костюма мед.сестры), вдруг оказывался крестовиной от куклы (символ прошлой жизни).
Всего в спектакле играло три человека, которые практически не встречались одновременно на сцене. Каждый исполнял по нескольку ролей. Актриса, игравшая Пьеретту с достаточно грациозной пластикой, впоследствии предстала в роли Сердца с совершенно иной, противоположной пластикой. Взаимосвязь актеров между собой была не только пластическая (физическая), она имела более глубокий контекст и существовала на том уровне, который невозможно создать принудительно - такое только возникает.
Работа тела, мимика и даже глаза притягивали к себе взгляды. Актеры очаровывали зрителя, завораживали его. Казалось, что эти люди на сцене с другой планеты. От них было не отвести взор. Каждое движение героев было оправдано и наполнено смыслом, они точно понимали свою сценическую задачу. На сцене действительно была показана жизнь, которая строилась здесь и сейчас, но не как в классическом театре – это было другое, совершенно магическое зрелище. Как будто над спектаклем работал не режиссер, а колдовал волшебник.
Фото А. Богодист
Музыка пробирала до дрожи. Иногда она была сказочной как из старинной шкатулки, а иногда такой страшной, что приходилось впечатываться в спинку кресла. Выразительные силуэты, световое оформление и эффект тумана рождали поразительные ракурсы. Грим актеров и костюмы очень точно дополняли образы героев." Для нас нет ни границ, ни законов – мы живем своей фантазией. Единственный наш инструмент – тело. Оно должно полностью отражать эмоции, каждым пальчиком. А для этого нужно себя тренировать, чтобы не из головы все шло, а по всем каналам тела, по всем векторам. Это большая школа и ежедневный труд. Этим «Дерево» и отличается. А все пьесы, исходный материал мы сами себе придумываем. Понятия «театр», «режиссер», «постановка», читка» у нас нет. Мы реально – рок-н-ролл на сцене. Нет сцены – на потолке станцуем, без разницы » – заявляет Антон Адасинский в одном из своих интервью.
После окончания спектакля зрители не сразу вскакивали с мест и торопились в гардероб, как это часто бывает. Уходили медленно и постепенно. А все потому что спектакль закончился не так как к этому привыкли (закрывается занавес, выключается свет). Занавес остался открытым, на сцене крутилась гигантская часовая стрелка, работал сценический свет и даже туман не собирался ежесекундно рассеиваться. Оказывается, стрелка была специально так сделана, чтобы могла долго крутиться. « С театрами у нас всегда договор, чтобы не включался общий свет, а людей не просили покинуть зал. Это самый хороший момент, потому что если остается десять человек, то мы понимаем, что для этих десяти мы и работаем – им точно запомнилось надолго и зацепило по-настоящему » - рассказывает Антон Адасинский.
Фото А. Андреевой
Безусловно, каждый зритель понял и извлек из «Арлекина» что-то свое, но то, что это было талантливо, наверное, признали многие.
Справка СИА-ПРЕСС
Всемирно известная группа DEREVO существует с 1988 года. Имеет питерские корни, но уже давно живет и работает в Европе. К моменту основания коллектива его руководитель Антон Адасинский уже имел опыт работы с "Лицедеями" Вячеслава Полунина, играл рок с группой "Авиа", сотрудничал с Сергеем Курехиным, участвуя в акциях "Поп-механики". С 1997 года DEREVO имеет постоянную репетиционную базу в Дрездене (Германия). В 1998 году он первым из российских коллективов получил высшую награду фестиваля "Эдинбургский фриндж". Театр неоднократно участвовал и становился лауреатом российского театрального фестиваля "Золотая маска".
Анна Рекке (СИА-ПРЕСС)